Студент Илья Каллион изучает возможности трактора «Универсал» У-2 (выпускался с 1934 по 1955 годы). Анна Назайкина для «Вечерней Москвы»

Труженики полей, дорог и фильмов

  • Юлия Комарова
  • 16.10.2019

Фестиваль «Золотая осень», который проходил в Москве с 4 по 13 октября, был посвящен сельскому хозяйству. Можно было увидеть в центре города стог сена, гигантскую тыкву и даже раритетные трактора. Именно их и решила посмотреть юнкор ВМ, отправившись на выставку «Эволюция тяговой силы: от сохи до современных машин».

Экспозиция расположилась на самом видном месте — между Манежной площадью и площадью Революции, рядом с памятником маршалу Жукову. Однако заметить экспонаты мне удается, лишь подойдя вплотную — слишком уж плотно их окружили посетители, одни только крыши остались видны. Некоторые зрители даже решаются залезть в кабины тракторов и покрутить руль.

— Эти машины стоят в Музее истории трактора в Чебоксарах и часто участвуют в выставках, поэтому такое взаимодействие с посетителями для экспонатов — обычное дело. Более того, значительная часть техники находится в рабочем состоянии, и все желающие могут научиться водить эти раритетные трактора, — рассказывает куратор выставки, руководитель Музея истории трактора Альберт Сергеев.

Тут есть старые четырехколесные тракторы, похожие на ретроавтомобили, а есть привычные гусеничные модели.

Есть техника, специализирующаяся на обработке земли и сборе урожая, а есть — использующаяся для строительных работ и уборки. Но технические особенности экспонатов выставки удивили не всех.

— Я по образованию механик, поэтому все технические особенности тракторов мне давно известны. Гораздо интереснее история этих машин, — рассказывает посетитель выставки Владимир Толстов.

А история и правда любопытная. Например, белый гусеничный «Т-70С», предназначенный для возделывания хмеля и винограда, в 1978 году принял участие в полярной экспедиции «Северный полюс — 32». А модель «ДТ-54» Волгоградского тракторного завода снималась в советских фильмах «Дело было в Пенькове» и «Ход конем».

Но самый интересный экземпляр «Владимирец-2032–10». Именно на нем в 2005 году фермер Владимир Хацкевич проехал 21 199 км из Владимира во Владивосток и обратно. Во время пути машина ни разу не сломалась и поэтому попала в Книгу рекордов Гиннесса. Рекорд пока не побит.

Рекомендации