Книга для молодых людей о том, как вести себя в светском обще- стве. В ней знаки препинания уже приобретали новый смысл, Фото: Олег Фочкин

Три точки как авторский штрих на полотне писателя

  • Олег Фочкин
  • 3.12.2019

В выставочных залах Государственного музея истории российской литературы имени Владимира Даля (Дом Ильи Остроухова в Трубниках) до 24 января 2020 года работает выставка «Русский сентиментализм: знаки препинания», посвященная самому эмоциональному направлению в отечественной словесности.

Как только вы заходите в этот маленький уютный особняк — сразу же попадаете совершенно в иное измерение, в эпоху прошлых веков, где все дышит литературой и русским языком. Огромное зеркало, расположенное напротив входа, сразу предупреждает входящих, что их ждет погружение в русский сентиментализм. Крупные белые буквы поглощают ваше отражение и ставят в конце многоточие.

А затем вы попадаете в настоящий лабиринт русской словесности. Выставка выстроена так, что вы постоянно куда-то поворачиваете, открываете для себя новые знаки препинания и эпохи, слышите исполнение русских народных песен, а потом вдруг обнаруживаете источник — девушек в русских костюмах, сидящих у открытого окна. Они напоминают нам о «Бедной Лизе» Карамзина. Ведь именно с этой книги и начинается рассказ о сентиментализме и русской словесности.

— Объединяющий мотив выставки: одно из ключевых произведений эпохи сентиментализма — «Бедная Лиза» Николая Карамзина. Это был бестселлер, который даже невозможно ни с чем сравнить в современном мире. Но по сути современные трэвелблоги — это тоже сентиментальное путешествие, — сказала куратор выставки Марина Краснова.

Экспозиция первого зала — это условная комната Лизы. Вся выставка — это не только погружение в историю и русскую словесность, но и рассказ о знаках препинания и способах выражения чувств. Во втором зале создается ощущение, что он почти пуст. Но в стенах огромное количество дверок, которые надо открывать, а иногда еще и занавески отдернуть. А за ними кроются: дорожная шкатулка, бюро, которое клали на колени путешествующие, чтобы иметь возможность писать, новые слова, введенные сентименталистами в язык.

Постепенно мы передвигаемся от восклицательного к вопросительному знаку. А далее через тире, «молчанку», как его называли, и многоточие мы оказываемся в комнате современного подростка, где на стенах уже обнаруживаем граффити и комментарии из соцсетей, смайлики и другие варианты выражения чувств. Они еще не стали нормой русского языка, но уже присутствуют в нашей переписке.

Мы понимаем, что знаки препинания существовали и раньше века сентиментализма, но их осознанное выражение и новое звучание появились именно в эту эпоху. В них появляется осознанная эмоция, которую чувствуют те, к кому обращено послание.

Еще из экспозиции можно узнать, что многоточие впервые появилось в грамматике Востокова под названием «знак пресекательный». Объяснялось, что он ставится, когда речь прервана. А еще его называли «точками меланхолии… гипохондрии… мечтательности…» В живописи тоже происходит поворот к личности и личностному, а изменения захватывают язык с литературой. Именно этим объясняется поворот к пейзажу как возможность созерцать, восхищаться природой и проявлять иные сентиментальные черты восприятия окружающего. Здесь мы видим и отсыл к Лизиному пруду у Симонова монастыря и к Карамзину как апологету сентиментализма в России.

Рекомендации