Ученицы медицинского класса школы № 2120 Дарья Украинчук и Динара Мухамедризаева (справа налево) — призеры конкурса «Юный медик». Виктор Хабаров, "Вечерняя Москва"

Столичные школьники осваивают профессии

  • Мария Соловьева
  • 5.05.2019

Министр просвещения Ольга Васильева заявила, что «девальвация высшего образования должна быть прекращена». А потому практику, когда абитуриент одновременно подает документы сразу в пять вузов, надо прекращать. Информация, прямо скажем, вызвала бурю негатива у педагогических чиновников, представителей вузов, родительской общественности. А вот старшеклассников не очень испугала: мощная система предпрофессионального образования готовит выпускников столичных школ к поступлению в выбранные вузы.

Широкий выбор

Четыре года назад в Москве стартовал проект «Интеграция разных уровней образования для достижения высоких образовательных результатов». Он предполагал, что уже в школах у учеников будут формироваться навыки, необходимые для получения профессии и жизни в высокотехнологичной среде города. На базе школ начали создаваться предпрофессиональные классы. Сначала инженерные, медицинские и кадетские. Потом академические. В них старшеклассники углубленно изучают интересные предметы и целенаправленно готовятся к поступлению в вузы. В конце зимы мэр Москвы Сергей Собянин заявил о том, что в образовательных организациях со следующего учебного года откроются IT-классы. А буквально на днях стало известно, что на базе Центра патриотического воспитания и школьного спорта появятся еще и классы интеллектуальных видов спорта.

Знания и навыки

Инженерные, медицинские, кадетские и академические классы — проекты уже отработанные. Самыми массовыми из них являются кадетские. Они открыты в 195 школах и охватывают более 16 тысяч ребят. На втором месте — инженерные, которые действуют на базе 103 школ, объединяют около восьми тысяч учеников и взаимодействуют с 23 вузами столицы. Медицинские работают в 69 школах и объединяют 4000 старшеклассников. Кстати, в этом году проект медицинские классы по версии саммита HundrED (ежегодное совещание, проводится в Финляндии и отбирает сто самых передовых технологий в школьном обучении в мире) вошел в топ-100 лучших образовательных проектов мира.

— Почти 70 специалистов оценивали его по трем основным критериям: эффективность,  инновационность и масштабность, — рассказала директор школы № 2036 Татьяна Иренкова. — Наш проект «Медицинский класс в московской школе» вызвал огромный интерес у представителей систем образования разных стран. Он показал, как ребята получают глубокие знания и навыки в области медицины и погружаются в среду будущей профессии еще до поступления в вуз.

В проекте «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования» задействованы 36 образовательных организаций. Учащиеся осваивают  базовые теории естественно-научного образования, делают междисциплинарные исследования в области химии,  физики и биологии и учатся применять их в решении практических задач.  Академические классы открыты в 13 учебных заведениях, в них обучаются 800 школьников.

Особый интерес

Растет интерес школьников к информатике и робототехнике. Прямое тому доказательство: в этом году, согласно количеству поданных заявлений,  экзамен по информатике и ИКТ вышел на второе место по популярности среди предметов по выбору на ГИА-9. И уже в 2019 году в школах столицы должны появиться IT-классы. Разработка программы обучения ведется в Городском методическом центре и Московском центре технологической модернизации образования. Участие в ней принимают представители ведущих российских технических вузов, в частности Университета ИТМО, Московского физико-технического университета, МГТУ им. Н.Э. Баумана, специалисты IT-компаний — «Яндекс» и группы компаний «Отечественный софт», программисты, учителя информатики, призеры столичной Олимпиады «Новый учитель новой информатики». Кстати, именно они станут «костяком», который и будет работать в ITклассах, потому что имеют базовое IT-образование, умеют прекрасно программировать, создают уроки для «Московской электронной школы».

Программа будет состоять из нескольких модулей, в частности 3D-программирование, компьютерные сети и связь, робототехника, компьютерная безопасность.

—Наша задача так организовать учебный процесс в IT-классах, чтобы ученики получали глубокие знания в школе, а потом проверяли и дополняли их на практике в вузах и в реально действующих IT-компаниях, — говорит Валерий Тихонов, директор школы в Капотне.

Интеллектуальный спорт

В следующем учебном году на базе Центра патриотического воспитания и школьного спорта должны открыться четыре или даже пять десятых классов интеллектуальных видов спорта.

— Мы живем в эпоху цифровых технологий, что не может не отражаться на нашей жизни. В России принята программа цифровой экономики, которая должна помочь нашей стране быть конкурентоспособной на мировом рынке. И нам бы хотелось, чтобы выпускники московских школ в этом вопросе тоже были самыми успешными элементами экономической системы страны, — сказала директор центра Ольга Ярославская. — Современные школьники увлекаются компьютерными играми. Однако геймеры и киберспортсмены — это разные категории любителей игр.

Если первые могут играть в любые компьютерные игры, вторые используют компьютер в качестве спортивного снаряда. Уже разработана и должна быть утверждена в мае основная образовательная программа для специализированных классов по киберспортивным дисциплинам, заключены партнерские соглашения с ITкомпаниями, организациями Военно-промышленного комплекса и вузами. Преимущество при зачислении получат выпускники девятых классов, успешно сдавшие Государственные выпускные экзамены, в частности по информатике и ИКТ и математике. Кроме того, в эти классы будут приглашены участники московских турниров по киберспорту, которые стартуют в столице в конце апреля. Для желающих поступить в такой класс предполагается провести тестирование, чтобы определить их мотивированность и уровень компьютерной подготовки.

Несмотря на то что обучение будет пока проходить только на базе Центра патриотического воспитания и школьного спорта, ребята смогут получить полноценное среднее образование. Помимо специальных кибердисциплин, старшеклассники станут изучать те предметы, которые входят в основную образовательную программу 10-11 классов.  — Основные уроки будут вести учителя-предметники, а профессиональные дисциплины — специалисты по компьютерным играм, —объясняет Ольга Ярославская, — Такие педагоги есть и в Высшей школе экономики, в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма, других вузах столицы. Также мы планируем привлекать к ведению уроков опытных киберспортсменов и гейм-дизайнеров.

ВАЖНО ЗНАТЬ

У московских старшеклассников, которые учатся в профильных классах, есть уникальная возможность сдать предпрофессиональный экзамен и получить за свои индивидуальные достижения дополнительные баллы для поступления в высшие учебные заведения, являющиеся партнерами проекта. А это ведущие вузы нашей страны.

Рекомендации