12 августа 1954 года. Фонтан «Дружба народов». Фото: Анатолий Гаранин/РИА Новости

Шестнадцать золотых красавиц

  • Ольга Кузьмина
  • 25.10.2018

Главный фонтан столицы, а по мнению многих — и России, фонтан «Дружба народов» на ВДНХ отправился на реставрацию, первую за 60 с лишним лет. В 2019 году трехтонные красавицыи 12-тонный сноп вернутся на место в блеске и красе — такими, какими они были в 1954 году.

И значально на том месте, где ныне стоит фонтан, хотели поставить памятник Сталину. Но культ вождя к тому времени уже пошел на спад, и тогда на территории сельхозвыставки решили сделать еще один фонтан.

Помпезное искусство

Над созданием этого чуда работала огромная творческая группа: архитектор Топуридзе, инженер Клявин, несколько скульпторов — Баженова, Гаврилов, Рылеева, Чайков, Тенета. Сначала они называли свое детище «Главным фонтаном», потом «Золотым снопом», а с августа 1954 года за ним закрепилось имя «Дружба народов». Так шедевр и вошел в историю. Фонтан просто потрясал! Дивной красоты девушки, бронзовые фигуры которых покрывало золото, были ослепительны; на солнце — так в прямом смысле этого слова! Сиял, ослепляя, и сноп за их спинами, символ силы и могущества страны, а также олицетворение дружбы и единства народов союзных республик. Он не соперничал со знаменитыми скульптурами Петергофа, но начинал новую страницу в помпезном, спорном, но впечатляющем советском искусстве!

Статуя РСФСР. Фото: shutterstock
Статуя РСФСР. Фото: shutterstock

Срисовали с сервиза

У этого фонтана есть свои секреты. Для начала — фонтан имел своего рода «прототип». Большинство исследователей уверены, что источником вдохновения стал для Константина Топуридзе в том числе и знаменитый «Гурьевский сервиз». Императорский фарфоровый завод создал это уникальное произведение «столового» искусства по заказу графа Гурьева для Александра I. Разработанный под руководством адъюнкт-профессора Академии художеств Степана Пименова, фарфоровый гигант состоял из 4500 предметов, и в Петергофском дворце «был употребляем по комнатам приезжающих сюда принцев», изначально имея название «Русского». На предметах изображались сцены из жизни русского общества, а подножиями чаш служили женские фигуры «под античность», в которых видели сходство с героинями картин певца России Венецианова.

Перепутали порядок

Однако фигуры фонтана воспевали уже не русское, а именно союзное величие. Они символически изображали республики, которых в ту пору было шестнадцать. Через два года после открытия фонтана Карелия стала республикой автономной, союзных республик осталось пятнадцать, но убирать ставшую лишней статую не стали, а количество статуй стало для современных людей загадкой.

Если начать обходить фонтан со стороны Главного павильона ВДНХ, то следующей за девушкой-Россией (на голове у нее коса, в руках — пшеница), стоит девушка-Украина, а затем идут узбечка, грузинка, литовка, латышка, таджичка, туркменка, уроженка Карело-Финской ССР, эстонка, армянка, молдаванка, киргизка, азербайджанка, казашка и белоруска. Порядок статуй скопировали с Герба СССР. В нем республики, перечисленные по Конституции СССР 1947 года, ранжировались по численности населения. На фонтане их также распределяли вправовлево, но без накладок не обошлось: места Молдавской и Киргизской ССР все-таки перепутали.

12 октября. Вид сверху на фонтан. Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС
12 октября. Вид сверху на фонтан. Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС

Реальные прототипы

Еще один секрет фонтана — то, что у статуй были реальные прототипы. Время сохранило имена лишь некоторых натурщиц. Для эстонки, одетой в костюм жительниц острова Муху, позировала балерина Вирве Кипле-Парсаданян, тогда — студентка вуза. Туркменку «лепили» с пианистки Гозель Аннамамедовой, студентки консерватории. А грузинкой «стала» жена поэта Михаила Светлова, Родам Амирэджиби.

Любопытно, кстати, что сноп — центральный элемент фонтана — состоит из ржи, подсолнухов и конопли, самых распространенных в то время сельхозрастений.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Юрий Радышев, руководитель проекта реставрации генерального подрядчика работ:

– Более чем за 60 лет фонтан утратил некоторые декоративные элементы. Реставраторы хотят их восстановить. Осталось по одному экземпляру рыб и дельфинов. Их мы восстанавливаем из медных листов толщиной 1,5 миллиметра. Чтобы повторить элементы, мы используем архивные фотографии и чертежи.

Рекомендации