Продолжаем нашу постоянную рубрику о том, на какие задания обратить особое внимание на ЕГЭ. В этом году расскажем о новых ошибках, которые делали выпускники этого года.
Китайский язык благодаря интенсивно развивающимся связям нашей страны и КНР становится все популярнее.
— Количество общеобразовательных учреждений, где преподают этот предмет, растет, — подтверждает кандидат педагогических наук, доцент кафедры китайского, вьетнамского, лаосского и тайского языков МГИМО МИД России Ольга Масловец. — В обязательной программе или факультативно его уже ввели 69 столичных школ. Изучать китайский начинают со 2-го класса.
В 2019 году выпускники школ впервые сдавали ЕГЭ по китайскому языку. Анализ результатов показал, что задания по аудированию и чтению были выполнены лучше, чем задания разделов «Грамматика, лексика, иероглифика», «Письмо», «Говорение».
Правильно понять задание
В разделе «Аудирование» больше всего ошибок делали в заданиях «верно — неверно — в тексте не сказано»: участникам ЕГЭ не всегда удавалось выявить различия между «неверно» и «в тексте не сказано». Выполняя задания раздела «Чтение», допускали ошибки, основывая ответ не на информации из текста, а на своих представлениях. Эксперты ФИПИ считают, что при подготовке к выполнению заданий этих разделов выпускникам следует стараться более точно понять, какая информация запрашивается в задании и как найти ее в тексте.
Больше речевой практики
Результаты выполнения заданий раздела «Грамматика, лексика и иероглифика» оказались значительно хуже. У выпускников возникли проблемы со знанием порядка слов в предложении, тонов китайского языка, использования предлогов, наречий, направления. То есть наибольшую сложность представляет грамматика китайского языка. Поскольку грамматические навыки формируются только в процессе речи, увеличение времени речевой практики позволит избежать подобных проблем в будущем. Достаточно трудными для участников экзамена стали задания с развернутым ответом письменной части. Незнание базовой лексики и грамматики повлияло на выполнение заданий этого раздела: в текстах работ часто имел место набор слов, не организованных в предложение.
Учите иероглифы
Нередко при выражении мыслей выпускники строили предложения согласно языковой норме русского, а не китайского языка. Много ошибок было связано с написанием иероглифики и использованием знаков пунктуации. Среди типичных можно назвать подмену одних иероглифов другими, сходными по написанию, неправильную запись составных элементов и черт иероглифов. Многочисленные ошибки были связаны с записью знаков препинания в одной клетке с иероглифом, что является недопустимым.
Ответьте на письмо
В этом году в экзаменационную модель ЕГЭ-2020 по китайскому языку планируется внести ряд изменений. Чтобы успешно справиться с новым форматом заданий по аудированию, необходимо внимательно познакомиться с заданием, определить главное в утверждениях и увидеть разницу между ними.
В раздел «Письмо» введено задание на создание личного письма в ответ на предложенное письмо-стимул от зарубежного друга по переписке. Нужно развернуто ответить на три вопроса и задать другу три вопроса по теме, которая упоминается в тексте письма-стимула и четко сформулирована в инструкции после него. Важно, чтобы вопросы соответствовали заданной теме, были развернутыми и правильно сформулированными.
СПРАВКА
Ежегодно Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) проводит анализ результатов ЕГЭ по всем предметам и публикует методические рекомендации для учителей.
Краткие обзоры этих рекомендаций помогают будущим выпускникам и их учителям сориентироваться в том, какие задания вызвали сложности у участников ЕГЭ-2019, какие ошибки оказались наиболее распространенными и на что стоит обратить внимание при подготовке к экзамену.