Навигационная цепочка

Старшеклассницы Романовской школы Екатерина Тюрина и Диана Боромбаева (слева направо) учатся в медицинском классе и уже определились с будущей профессией. Они планируют стать врачами. Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
Старшеклассницы Романовской школы Екатерина Тюрина и Диана Боромбаева (слева направо) учатся в медицинском классе и уже определились с будущей профессией. Они планируют стать врачами. Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Конец января — время старшеклассникам задуматься о будущей профессии. По опросам социологов, почти 70 процентов родителей переживают, что их ребенок выберет ее неправильно, а чуть меньше трети активно помогают ему в выборе.


Как сделать этот выбор безошибочным? Ведь довольно много людей, реализовавшихся в профессии, но при этом абсолютно несчастных. Просто потому, что в силу разных причин были вынуждены заниматься тем, к чему не лежит душа.

Три списка

Для того чтобы разобраться в себе, советует психолог, специалист по личностному росту и самореализации Ирина Бенетт, следует заглянуть в себя.

— Есть такая японская система икигай — достижение счастья через предназначение, — поясняет Ирина. — Вкратце это выглядит так: мы составляем три списка. В первый заносим то, что у нас получается хорошо, за что нас всегда хвалят. Второй — это то, что делать в кайф. Дальше находим в этих списках пересечения и выделяем.

Когда соединяется то, что получается хорошо, и то, что нам нравится делать, человек становится высочайшим профессионалом, совершенно не устает от работы и растет в своем деле очень быстро.

— В третий список заносим то, что из этих пересечений пользуется спросом на рынке, — продолжает психолог. — И вычленяем профессии, которые могут нам подойти.

Ловящих кайф от компьютерных игр или безделья на пляже сразу предостережем — это не тот список. Если, конечно, вас не «прет» от программирования, мультипликации или спасения утопающих.

На генетическом уровне

Стоит вспомнить и про родню. Ведь предрасположенность к тому или иному виду деятельности может быть записана в генах, как цвет глаз и форма носа.

— Какие-то нейронные связи мозга от природы могут быть «прокачаны» лучше, а какие-то хуже, — объясняет Бенетт. — Скажем, если у родителей есть склонность к четкому аналитическому мышлению и оба стали бизнесменами, то, скорее всего, с этим мышлением у ребенка тоже все будет нормально.

Но тут важно не сильно прессовать ребенка. Во-первых, он может пойти в бабушку, дядю или вообще начать свою «ветку эволюции». А во-вторых, если человека, имеющего все данные для той или иной деятельности, активно заставлять этим заниматься, он может в какой-то момент начать испытывать к ней отторжение.

Люди и экскурсии

Обозначив круг профессий, знакомимся с ними на практике. У людей существует огромное количество иллюзий о профессиях, сформированных книгами и фильмами. И надо с ними расстаться до поступления в вуз. Найти в своей среде или среди знакомых родителей человека этой специальности и посмотреть на него «в деле».

Бывает, что кто-то мечтал пойти по стопам Шерлока Холмса, но, понаблюдав за работой следователя, разочаровался в этой профессии.

— Сходите на экскурсию на профильное предприятие, — советует Юлия Пасс, карьерный консультант и руководитель компании «PROekt PRO: пропуск в профессию». — Найдите в соцсети профессиональные сообщества, посмотрите, что там обсуждают. Задайте имеющиеся у вас вопросы представителям интересующей профессии. Как правило, люди с охотой отвечают.

Есть множество бесплатных онлайн-курсов, вроде международного проекта Coursera, где раскрывают секреты профессий. Разнообразные вечерние или воскресные школы, мастер-классы, вебинары организуют и крупные компании, и ведущие вузы страны.

Школа в деле

Помощь в профориентации, конечно, оказывает детям и школа. Для этого создаются предпрофессиональные классы — кадетские, медицинские, инженерные, академические, Курчатовский проект в московской школе. Например, учащиеся медицинских классов бывают в клиниках, окунаются в профессию. Процент вероятности, что ко второму курсу такие ребята сообразят, что медицина не для них, гораздо ниже.

Также перед школьниками с лекциями выступают различные спикеры.

— Сначала человек должен задуматься об образе будущей жизни в целом, — считает Диана Колесникова, основатель профориентационного проекта «Образ жизни», выигравшего в прошлом году грант мэрии, а в этом — поддержку президента, — а уже потом переходить к выбору вуза. Поэтому сейчас основное наше направление — объединение спикеров разных профессий (от директора инвестфонда до программиста, массажиста или владельца швейного ателье), которые приходят в школу и вступают с детьми в диалог, рассказывая о нюансах своего дела, делятся не профессиональной экспертизой, а жизненным опытом, своей личной историей, говорят об образе жизни, минусах и плюсах профессии, ее перспективах. Для школьников, учителей и спикеров сотрудничество с нами абсолютно бесплатное.

Так что современным московским школьникам гораздо проще определиться с будущей профессией.

ПРОЙДИ ТЕСТ

В помощь тем, кому необходимо определиться с будущей профессией, существует множество тестов. Безусловно, они не дают стопроцентного ответа, кем вы можете быть, но помогут заглянуть внутрь себя, задуматься о предпочтениях.

Людей можно разделить на 6 типов: социальный, артистический, предпринимательский, традиционный, исследовательский, реалистический. Каждому типу соответствует свой круг профессий.

Из нижеперечисленного выбери один ответ.

Я человек:

  1. Надежный.
  2. Любознательный.
  3. Творческий.
  4. Общительный.
  5. Азартный.
  6. Организованный.

Я люблю:

  1. Проводить время в спортзале.
  2. Читать.
  3. Готовить.
  4. Общаться с друзьями.
  5. Смотреть спортивные соревнования.
  6. Делать что-то полезное.

Я ценю:

  1. Мастерство во всех его проявлениях.
  2. Самостоятельность мышления.
  3. Креативность.
  4. Теплоту человеческих чувств.
  5. Лидерство.
  6. Порядок.

Мне нравится:

  1. Ремонтировать, чинить, налаживать.
  2. Искать нужную информацию.
  3. Выступать перед публикой.
  4. Договариваться с незнакомыми людьми.
  5. Продвигать товары/услуги/идеи.
  6. Составлять отчеты / строить графики.

Итак, подведем итог и посмотрим, какие ответы ты дал. Если ты выбрал большее количество ответов с цифрой 1, тебя можно отнести к реалистическому типу, если 2 — к интеллектуальному, 3 — артистическому, 4 — социальному, 5 — предпринимательскому, 6 — традиционному.

  1. Реалистический тип. Профессии: механик, фермер, спортивный тренер, инженер, строитель, военный офицер, спасатель, наладчик оборудования.
  2. Интеллектуальный тип. Профессии: океанограф, ветеринар, фармацевт, статистик, системный архитектор, биотехнолог.
  3. Артистический тип. Профессии: блогер, фотограф, критик, бильд-редактор, журналист.
  4. Социальный тип. Профессии: учитель, воспитатель, бизнес-тренер, медицинская сестра, педиатр.
  5. Предпринимательский тип. Профессии: маркетолог, менеджер по продажам, предприниматель, политик, адвокат.
  6. Традиционный тип. Профессии: финансовый менеджер, бухгалтер, администратор, программист.

Но нужно понимать, что люди редко принадлежат к одному типу. В каждом из нас живут два, а то и три. Так, сочетание РП (реалистичный + предпринимательский) означает, что ты можешь быть спортсменом или разведчиком, ИС (интеллектуальный + социальный) — психологом, СА (социальный + артистический) — учителем музыки, ПА (предпринимательский + артистический) — стилистом, а СПИ (социальный + предпринимательский + интеллектуальный) — продюсером.

Метки

Читайте также