Повесть Тамары Цинберг «Седьмая симфония» не раз экранизировалась. Кадры из фильма «Крик тишины» (2019 год). В роли Кати — Алина Саргина, в роли Антона Ивановича — Владимир Меньшов

Новинки проката вызвали бурные споры зрителей и критиков

  • Артем Чубар
  • 12.02.2019

Начало киносезона-2019 ознаменовалось тремя отечественными новинками. Все три — «Т-34» Алексея Сидорова, «Спасти Ленинград» Алексея Козлова и «Крик тишины» Владимира Потапова — на тему войны.


И все три вызвали бурную реакцию — что у критиков, что у зрителей. Мнения разделились, причем диаметрально: одни искренне хвалят, другие столь же увлеченно ругают — равнодушных нет.

С фильмом Сидорова уже понятно: он, что называется, танком проехался по критикующим, к концу января собрав в прокате почти 2,2 миллиарда рублей. При бюджете в 600 миллионов — более чем достойно. А вот с картинами Козлова и Потапова все пока не так однозначно. Оба режиссера обращаются к событиям ленинградской блокады (1941–1944). В чем же суть претензий? Алексей Козлов за основу сюжета взял реальную историю баржи № 752: в сентябре 41-го на ней пытались эвакуировать водой из осажденного города полторы тысячи человек. Из них в итоге выжили чуть больше двухсот. Первое, что поставили режиссеру в вину — это аллюзии на ≪Титаник≫ Джеймса Кэмерона и ≪Спасти рядового Райана≫ Стивена Спилберга.

— Надо отметить, неугомонное цитирование ≪Титаника≫ здесь граничит с откровенным плагиатом: помимо повествования от лица старушки, в картине предсказуемо появится молодая влюбленная пара, — язвит кинокритик портала fi lmz.ru Сергей Горбачев, заодно пеняя режиссеру, что тот вместо эпичной драмы снял холодную ленту с маловыразительными статистами.

Лев Гиршов сыграл Митю
Лев Гиршов сыграл Митю

Кинообозреватель vm.ru Андрей Агафонов считает, что ленты вроде ≪Спасти Ленинград≫ превращают Великую Отечественную войну в ≪объект гламура≫.

—Фильм становится настоящим гимном взаимовыручке, благодаря которой реалистично очерченные недостатки каждого персонажа в итоге совершенно нивелируются, —возражает коллегам кинокритик информационного агентства InterMedia Денис Ступников. — Недаром в кульминационный момент одной из батальных сцен наша армия обретает почти библейскую мощь, проходя, яко посуху, по неверным водам Ладоги. Получился внушительный символ обретения знаменитой ≪Дороги жизни≫.

Зрительские мнения разделились. Кто-то вторит недовольным критикам. Но многим лента понравилась.

≪Крик тишины≫ публике представили одновременно в теле- и киноверсии: премьера состоялась 27 января на канале ≪Россия-1≫, и параллельно фильм показали на большом экране в московском ≪Иллюзионе≫ и питерской ≪Родине≫. Владимир Потапов экранизировал повесть блокадницы Тамары Цинберг ≪Седьмая симфония≫.

Ленинград, февраль 1942-го. Главная героиня, 13-летняя Катя, подбирает во время бомбежки трехлетнего Митю. Мать бросила его: родителей с детьми младше трех лет в списки эвакуируемых не включали — и вконец отчаявшаяся, обезумевшая от голода женщина оставляет сына умирать. Катя, и сама круглая сирота, объявляет мальчика своим братом Сережей. Продвинутые киноманы тут же принялись сравнивать работу Потапова с первой экранизацией повести — фильмом 1967 года ≪Зимнее утро≫ Николая Лебедева. И тоже не смогли сойтись в оценках.

В фильме «Зимнее утро» (1967 год) Катю сыграла Татьяна Солдатенкова
В фильме «Зимнее утро» (1967 год) Катю сыграла Татьяна Солдатенкова

Что неудивительно. И, на мой взгляд, абсолютно бессмысленно. Это все равно что выяснять, кто круче снял, к примеру, ≪Анну Каренину≫. Да только в начале XX века было восемь немых (!) экранизаций романа плюс два десятка звуковых фильмов, увидевших свет с 1934-го по 2017-й.

Кино как любое искусство все время в движении, в развитии. Меняется формат, подача, режиссерские и операторские приемы, сам киноязык. Неизменной, пожалуй, остается только драматургия как основа, становой хребет любой истории.

Поэтому существенным преимуществом фильмов Алексея Козлова и Владимира Потапова стало то, что оба сделали ставку не столько на экшен, сколько на драматическую составляющую. Актерам есть что играть, а зрителю — кому сопереживать. И над чем подумать. Наверное, это и есть главное отличие между военным боевиком и фильмом про войну.

Рекомендации