https://pixabay.com/ru

Не бойтесь рассказывать о проблемах родителям

  • Наталья Науменко
  • 23.09.2019

Проблема отношений с одноклассниками затрагивает большинство московских школьников. 70 процентов старшеклассников были свидетелями травли, 12 процентов оказались в роли жертв.

Такие цифры в начале нового учебного года озвучила омбудсмен по Московской области Ксения Мишонова. На круглом столе в сетевом вещании «Вечерней Москвы» остроту проблемы посчитали несколько завышенной.

Болезнь социального характера

Видеосъемок, зафиксировавших расправу одних подростков над другими, в интернете немало. Но это уже кадры из прошлого. Родители, учителя, психологи делают все, чтобы решить проблему травли внутри детских коллективов.

В том числе проводят родительские собрания, посвященные теме детской безопасности. Буллинг, травля, хулиганство — эти определения исполнительный директор Национальной родительской ассоциации Лариса Санатовская ставит в один синонимический ряд.

— Прежде всего это очень глубокое психологическое воздействие на личность, — считает Лариса Анатольевна.

— Да, — подтверждает директор ГБОУ «Школа № 1241» Антон Алексеев, — явление это продолжает нас тревожить. Жертвами становятся дети, чем-то выделяющиеся среди прочих.

По мнению Алексеева, буллинг следует отнести к болезни социального характера. Нередко все начинается с почти невинных насмешек.

— Вначале стыдно признаться, что нас унизили, побили, что не мы оказались победителями, — признает главный специалист организационного отдела Профсоюза образования Москвы Наталья Давыдова. — Вот почему ребенку в данном случае особенно важен контакт с близкими людьми. Необходимы участие школьного руководителя, работа психолога, который видит и правильно оценивает ситуацию.

Рецепт не нов, проверен и эффективен. Нельзя забывать, что тот же буллинг с течением времени, к сожалению, только прогрессирует. Учитель истории Станислав Лавров обращает внимание коллег на то, что наряду с физическим воздействием существует психологическое.

Из коридоров в интернет

В последнее время такое воздействие особенно набирает силу в интернет-пространстве.

— В пользу этого явления играет фактор анонимности. Ведь в интернете оболгать, оскорбить можно не представляясь, — напоминает Лавров.

В причинах возникновения тирании есть и элементарное желание утвердиться тому, кто провоцирует прессинг.

— Распределение ролей — жертва и охотник — происходит непредсказуемо, — заявляет Лариса Санатовская.

По мнению эксперта, сегодняшняя жертва легко может в другом коллективе переметнуться в лагерь тиранов с целью самоутверждения.

Трудности не закаляют

Говорят, «тяжело в учении, легко в бою», «трудности закаляют». Но далеко не многие, пережив буллинг, становятся сильнее. Увы, травля в школьном возрасте для большинства оборачивается началом несостоятельности во взрослой жизни. Жертвы буллинга нередко превращаются в хронических неудачников, неспособных построить карьеру и даже личную жизнь.

Неожиданно оптимистично вступает в дискуссию самый молодой гость круглого стола, юнкор газеты «Вечерняя Москва» Полина Гусарова. Она утверждает, что среди ее друзей буллинг неизвестен. Очевидно, уровень культуры, интеллекта, степень занятости школьников определяют во многом поведенческие формы.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Татьяна Одинцова, психолог ГБОУ «Школа № 1519»:

— Родители заняты зарабатыванием денег, приходят поздно, уходят рано. Все контакты сводятся к обмену дежурными фразами. А ребенок нуждается в поддержке, в общении. Отталкиваясь от личного опыта, скажу, что дети часто стремятся быть непохожими сознательно. Раз их никто не замечает, они начинают совершать нестандартные поступки, например, красят волосы и ногти в «ядовитые» яркие цвета. К сожалению, далеко не всегда спровоцированное таким образом внимание оказывается благотворным. Чаще всего объектами буллинга становятся дети, неуверенные в себе, с низкой самооценкой.

Иногда сами родители оказывают своим детям сомнительные услуги. У нас учился мальчик с именем Кит. Его одноклассники, конечно, не смогли спокойно отнестись к такому экзотическому имени.От смешков постепенно они перешли к более жесткому преследованию. Наряду с такими нелицеприятными примерами в среде столичных школьников все же наблюдаются позитивные сдвиги.

К особенным детям, страдающим хроническими заболеваниями, их сверстники становятся более терпимыми. Сострадание, сочувствие, соучастие — тенденции, которые все чаще наблюдаются в школьной среде.

Главное, что могут для ребенка сделать его родители, — помочь его самореализации. Если ребенок будет хотя бы в чем-то действительно сильным, лучшим, он справится с любым давлением, буллингом.

Рекомендации