Навигационная цепочка

Главное изображение поста

В культурной жизни города бывают события, которые обязательно стоит посетить. Почему? Об этом и будет новая рубрика. Сегодня наш материал об Архипе Куинджи — выставка его картин открылась в Третьяковской галерее 6 октября.

Более 120 картин «мастера света» давно не встречались вместе, так что упустить такую возможность будет просто глупо. Родись Куинджи в Средневековье, его неминуемо обвинили бы в колдовстве: иначе как объяснить, что у его картин люди плакали, потрясенные увиденным? Только магией! Архипа Ивановича называли «мастером света», поскольку написанные им полотна обладали настоящим «внутренним свечением». Знавшие Куинджи, впрочем, говорили, что свет источала и душа художника — по свидетельству современников, он был добрейшим человеком. В детстве и молодости Куинджи был беспредельно беден, но вкуса нищеты не забыл и до конца своих дней помогал всем, кому мог.

Даже люди, далекие от искусства, к полотнам Куинджи остаться равнодушны не могли и не могут. Его картины — не статичные полотна в классическом понимании, это запечатленные в красках мгновения жизни, сохранившие даже несколько пугающую естественность. Кажется, вот постой рядом, и услышишь плеск воды, шум ветра или шелест листвы.

Но главное в полотнах Куинджи — свет. Он живой. И описать его невозможно. Поразительно, но именно способность передачи естественности в целом и света в частности сначала сделала Куинджи знаменитым, а затем превратила в затворника.

Архип Куинджи был гением. У него была фантастическая интуиция, он смешивал краски не так, как это делалось по традиции. А когда он познакомился с Дмитрием Менделеевым, просто «заболел» темой красок. Мало кто знает, но Менделеев, увлеченный живописью, читал художникам лекции о красках, посвящая их в новейшие теории. Однажды он показал собравшимся прибор для измерения чувствительности глаза к нюансам цветовых оттенков. Глаза Куинджи оказались уникальными. По словам Репина, «он побивал рекорд чувствительности до идеальных точностей». Этот дар, техника многослойной живописи, игра на световых и цветовых контрастах позволили добиться эффекта свечения полотен. Так Куинжи стал знаменит и богат.

Однако завистники настойчиво пытались поймать художника на обмане. Куинджи сначала стоически терпел нападки, а потом, устав, на долгие тридцать лет закрыл мастерскую от чужих глаз… И страсти улеглись. А свет — остался…

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Светлана Аксенова художник, декоратор:

– Картины Архипа Куинджи (1842–1910) учат восприятию прекрасного. Его искусство связано с традициями передвижников, однако он, взяв от них лучшее, создал особый тип романтического пейзажа, в основе которого лежит все же реалистичное восприятие мира. На выставку надо идти, потому что ничего подобного не было порядка тридцати лет. И когда будет следующая выставка, никто не знает.

Метки

Читайте также