Навигационная цепочка

Автор: Дмитрий Захаров
Автор: Дмитрий Захаров

Потреблять информацию нужно с умом. Поэтому учимся работать с ней, классифицировать ее, собирать и фильтровать — действительно ли то или иное сообщение заслуживает нашего доверия.

8 сентября мы отметили Международный день грамотности.

Но те, кто думает, что под грамотностью понимается только умение писать и читать, заблуждаются. Грамотность, например, может быть новостной.

Новостная грамотность — это умение понимать и анализировать сообщения, тексты, новости, ведь сейчас создавать новостной контент может, по сути, каждый. Увы, но, помимо источника знаний и информации, сеть стала и мощным рассадником глупостей и фейков.

Идеология маркетинга

Думается, объяснять, что такое фейки и зачем их запускают в сеть, особого смысла нет.

Москвичи — люди подкованные, прекрасно понимают, что причины могут быть разные — от банальной скуки и сбора лайков до откровенно продуманной провокации.

— «Лучший врач Смоленской области сообщил…», «Все россияне оказались в шоке из-за того, что…» — это те самые приемы, которые идеолог маркетинга Дон Альбио разрабатывал для воздействия на потребителя еще в 50-е годы прошлого века, — говорит профессор психологии Московского регионального социально-экономического института Дмитрий Смыслов. — С тех пор ничего не поменялось.

Поэтому никогда не стоит использовать один источник информации.

— Неплохо иногда изучить и противоположное мнение, потому что часто истина не где-то рядом, а ровно посередине, — поясняет Смыслов.

Конечно, это не касается всех новостей, но если тема важная и она задевает, имеет смысл поработать над выяснением правды.

— Ну и, разумеется, чтобы не оказаться на крючке у создателей фейковых новостей, надо учиться думать, развивать собственное мышление, наблюдательность, — советует эксперт. — В общем, включать мозг и логические фильтры.

Включаем фильтры

Итак, мы видим новость, и новость цепляет, шокирует, возмущает. Прежде чем тратить нервные клетки на ее переживание — смотрим на первоисточник.

— Воспринимая ту или иную новость, надо всегда смотреть, дает ли она конкретные ответы на элементарные вопросы: кто? (что?), где?, когда?, каким образом?, почему или зачем? — говорит Смыслов. — Если в новостном сюжете нет ответов хотя бы на несколько из них, стоит задуматься.

 

На что обращать внимание и как проверять информацию

Шаг 1. Текст без подписи, у сайта нет раздела «О редакции». Если под статьей не стоит авторство, сведений о регистрации сайта или газеты в качестве СМИ и вкладку «Контакты» не найдешь, забываем информацию — доверять ей не стоит.

Шаг 2. Ищем отказ от ответственности. Дисклеймер (англ. Dis claimer) — это письменный отказ от ответственности за написанное: «Сайт не несет ответственности…» Обычно такое пишут мелким шрифтом. И все же безответственное СМИ — оно вам надо?

Шаг 3. Проверяем новость. Для этого существуют ресурсы, разоблачающие фейки. Возможно, всю работу уже сделали за нас.

Шаг 4. Проверяем домен. Обращаемся к whois-сервису (дают техническую информацию о домене и хостинге). К созданным недавно сайтам относимся скептически.

Шаг 5. Смотрим на источники. Нередко фейки прикрывают авторитетными источниками. Если идет ссылка на «британских ученых», сотрудников зарубежного института, о котором никто ничего не знает, верить не стоит.

Шаг 6. Рассматриваем иллюстрации. Есть программы, которые находят первоисточник фото и следы манипуляций, а также выдают информацию, кто его распространил. Может сработать и функция поисковиков «Найти похожие».

Шаг 7. Изучаем видео. Обратите внимание на детали — номера машин, названия улиц. Для проверки подлинности кликаем по логотипу в нижнем правом углу плеера YouTube, смотрим, кто и когда его загрузил.

 

Прямая речь

Владимир Корвацкий, член ревизионной комиссии национальной ассоциации домовый информационно-коммуникационных сетей

Вспомните, еще сто с лишним лет назад Марк Твен писал, что читатель с удовольствием прочитает про то, что человек покусал собаку, а вот про то, что собака — человека, никому неинтересно. Но можно ли этому верить? Многие сетевые новости — по сути своей всего лишь новое прочтение старой как мир технологии мошенничества и манипулирования человеческим сознанием. Нынешний информационный поток столь огромен, что люди просто не успевают переваривать все поступающие новости. И, конечно, этим многие пользуются.

На той же посещаемости сайта можно заработать. Биржевые спекулянты любят размещать под видом новостей всякую ерунду, из-за которой начинаются колебания на бирже.

Стоит ли кормить чужого дядю кликами и перепостами? Решайте сами.

 

Знаете ли вы?

Что от появления интернета нас отделяет еще 2320 лет?! По крайней мере так считал русский писатель Владимир Одоевский, который в 1835 году опубликовал главы из своего утопического романа «4338-й год: Петербургские письма», где, по сути, предрек появление интернета и соцсетей: «Между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далеком расстоянии общаются друг с другом». Там же он поведал и о «домашних газетах», издающихся «во многих домах, особенно между теми, которые имеют большие знакомства». Газеты эти заменяют обычную переписку и извещают о здоровье или болезни хозяев, публикуют «домашние новости, разные мысли, замечания, небольшие изобретения, а также и приглашения, когда же бывает зов на обед, то и le menu».

Действительно, похоже.

 

Утка по-медийному

Утка по-медийному (газетная утка) — непроверенная или ложная информация, опубликованная в средствах массовой информации с корыстной или иной целью. Вот несколько примеров.

■ 1835 год. Газета Sun опубликовала наукообразные очерки об открытии цивилизации на Луне. Фейк достиг цели: тираж газеты вышел на первое место в мире по продажам среди ежедневных изданий. В Нью-Йорке все обсуждали только лунных мышелюдей.

■ 1899 год. Газеты Денвера договорились опубликовать в один день новость, что Китай снесет свою легендарную стену и построит вместо нее шоссе. «Утку» перепечатали европейские СМИ, от издания к изданию она обрастала деталями.

■ 1980-е годы. Одна российская газета (название не упоминаем, чтобы не смущать коллег), написала о крысах-мутантах в московском метро. Новость обсуждала вся страна, пока диггеры ее не опровергли. А в 1995-м выяснилось, что новость была перепевом романа Джеймса Херберта «Крысы».

■ 2014 год. Шведская газета Svenska Dagbladet написала, что среди островов архипелага Стокгольма находится российская подлодка. И понеслось.

На фоне сообщений в СМИ Швеция объявила о проведении масштабной разведывательной операции. Позднее в военно-морской разведке Швеции заявили, что никакой подлодки не было и нет, а новость — «газетная утка»

Метки

Читайте также