Учащиеся школы № 2098 Иван Бондарюк, Канта Даниэль, Леонид Кононцев и Екатерина Тиссен (слева направо) показывают свои разработки педагогам Сергею Лакомкину (второй слева) и Надежде Перфиловой (крайняя справа). Алексей Орлов, «Вечерняя Москва»

Феномен оценки

  • Михаил Виноградов
  • 8.04.2019

Московские родители предложили не ставить детям оценки за домашние задания. Эксперты «ВМ» расширили вопрос: какая система оценки знаний наиболее полно отвечает сегодняшней индустрии образования?

C идеей отказаться от оценок за «домашку» мы выступили не первыми. С осени прошлого года этот вопрос настолько волнует учителей и родителей Нью-Йорка (США), что влиятельные мамы даже вынесли его обсуждение в вечерние шоу популярных каналов.

Учебы ради

Учителям и психологам давно известен феномен: дети часто учатся не столько ради знаний, сколько ради высокой оценки. Для педагога оценка — возможность корректировать ученика, по крайней мере в теории. Но способна ли советская пятибалльная система оценивать знания корректно? Часть экспертов считает, что она устарела и не мотивирует детей, а скорее расслабляет их. Или, наоборот, ранжирует, клеит ярлыки «заучек» или «неудачников». Результаты же опросов, проведенных в школах, показывают: сами ученики не исключают, что, если отменят «двойки», они перестанут учиться.

Есть нюансы

— Пятибалльная система оценок — репрессивная, — говорит Илья Новокрещенов, директор школы «Покровский квартал». — Снижение балла ниже пяти зависит от того, учел ли ребенок в своем выступлении у доски ряд нюансов. Это и есть репрессии: «Тема не раскрыта — два!» По сути, оценка знаний — это только «три», «четыре» и «пять». Остальное — оценка отсутствия знаний.

— Что вкладывает конкретный учитель в выставленную оценку, ясно только ему, — утверждает Виктор Панин, глава Всероссийского общества потребителей образовательных услуг. — А взгляды родителя, ученика и учителя часто входят в противоречие.

Сильный демотиватор

Разговоры, что плохая оценка служит не толчком к развитию, а сильнейшим демотиватором, тоже ведутся давно. В теории тройка в дневнике должна стимулировать желание «закрыть» ее хорошими оценками. На практике это выглядит иначе.

— Хотя, на мой взгляд, ставь оценки, не ставь — будет понятно, кто и как учится, — уверена член Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования и науки г. Москвы Татьяна Суздальницкая. — Даже в первых классах, где нет оценок и ставят симпатичные мордочки, детей ранжируют и родители, и ученики.

Демотивируют учащихся, по мнению Суздальницкой, как раз не оценки, а учителя. Те, кто убежден в недостижимости высшей оценки кем-то из школьников и ставит ему тройку за тройкой.

Простое неравенство

Сейчас у каждой школы есть возможность ввести ту систему оценивания успеваемости, которую в ней признают наиболее объективной. А в итоге это сводится к 100-балльной системе ЕГЭ. Часть школ в Москве и регионах уже использует такое право, в том числе в электронных дневниках. Татьяна Суздальницкая соглашается, что пятибалльная система оценивает знания ученика с точностью всего 20 процентов, но, по ее мнению, в ежедневной учебе достаточно и того, что есть. А вот на взгляд Ильи Новокрещенова, система оценок должна складываться из четких критериев — например, число решенных примеров. Это снизит количество конфликтов между школой, учеником и родителем.

— В школе «Покровский квартал», где я работаю директором, используется 100-балльная система, — говорит Новокрещенов. — Но применяем мы ее исключительно в старших классах, где распространено профильное обучение.

Так что же, чем больше баллов будет введено, тем точнее будут оцениваться знания учащихся? Получается, что так.

— Не знаю, какая система нужна, 5— или 12-балльная, но я вижу реакцию учеников, когда обладатель среднего балла 3,6 получает 4, и ученик, у которого средний за четверть 4,37, тоже получает 4, — делится сомнениями учитель русского языка и литературы школы № 1290 Галина Рыкова. — Разница в знаниях есть. А оценка — одна.

И вот над решением этого неравенства нужно думать. А главное — помнить, что школа — время для становления и поисков под ростков.

— Школьнику надо дать возможность ошибаться и исправлять ошибки, а не ходить по тонкому льду из боязни «двойки», — уверен Илья Новокрещенов.

КСТАТИ

В столице работает Центр независимой диагностики, структурное подразделение Московского центра качества образования (МЦКО), являющегося официальным оператором проведения ЕГЭ и ОГЭ в Москве. Обратиться в Центр независимой диагностики может любой родитель, чтобы проверить уровень знаний ребенка. Если результаты диагностики будут выше или ниже, чем оценки, которые учащийся получает в школе, — это повод идти в учебное заведение и разговаривать с учителями и директором о причинах такого несоответствия. Узнать более подробную ин формацию можно по тел.: (499) 110- 36-84 или на сайте cnd.mcko.ru.

Рекомендации