Государственная Третьяковская галерея. Фото: РИА Новости

Шедевр по имени Третьяковка

  • Ольга Кузьмина, Дарья Головчанская, Татьяна Сафонова (текст), Дмитрий Тышкивский (дизайн), Светлана Василевич (графика)
  • 14.05.2018

Поразительно, но в момент покупки первых полотен Павел Третьяков с позиции времени сегодняшнего был мальчишкой — 24 года! А еще он мог бы претендовать на современное звание «мажора» — молодой, эффектный внешне, богатый — благодаря как солидному купеческому наследству, так и собственной оборотистости: они с братом рано стали владельцами бумагопрядильных фабрик. Отчего ему было не заняться банальным прожиганием жизни? Но Третьяков был не таким.

Идея фикс

Современники говорили, что Павел Михайлович был органичным и целостным, но сотканным при этом из противоречий человеком. Добрый, отзывчивый и внимательный к людям, он обладал феноменальной деловой хваткой, а также упрямством. Он получил домашнее образование, всю жизнь продолжал самообразовываться и всегда поступал так, как считал нужным.

Кто знает, может быть, именно этот букет качеств и позволил Третьякову сделать то, что было сделано? В общей сложности он посвятил собиранию коллекции сорок лет своей жизни. Он мечтал и добился того, что искусство стало общедоступным, и насладиться им могли как представители высших слоев общества, так и люди простые. Не оставлял он и бизнес, подчеркивая в одном из писем дочери: «Нехорошая вещь деньги, вызывающая ненормальные отношения (…) Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня всю жизнь…» Поразительно, что Третьяков действительно собирал коллекцию не для прославления своей фамилии, успеха или наживы. Он просто не мог иначе — это было делом его души. Доказательство тому — известный факт: Павел Михайлович был настолько расстроен, прочитав хвалебную статью о себе, написанную знаменитым критиком Владимиром Стасовым, что даже решил не присутствовать на церемонии передачи собрания в собственность Москвы!

Спаситель и хранитель

…Через десяток лет после приобретения первых полотен коллекция Павла Третьякова насчитывала тысячу с лишним картин, пять сотен рисунков и десяток скульптур. Начинающие художники ходили к Третьякову за опытом, именитые — искали дружбы и покровительства коллекционера. Многие живописцы постепенно стали «ближним кругом» и настоящими друзьями Третьякова, благодаря чему, в частности, Третьяковка и располагает сегодня великолепными полотнами. Например, подружившись с Василием Перовым, Павел Михайлович заказал ему серию портретов выдающихся деятелей культуры, и ныне все знают, как выглядели Островский и Достоевский, Майков и Даль, Тургенев и Погодин.

А Толстой, Аксаков, Некрасов и Салтыков-Щедрин ожили на портретах благодаря еще одному близкому другу Третьякова — Ивану Крамскому… Третьяков по образованию экспертом в искусстве не был.

Изначально он хотел выкупить собрание картин у Федора Прянишникова, видного благотворителя и общественного деятеля, но они не сошлись в цене. И тогда он решил создавать галерею с нуля, опираясь на собственный вкус. Иногда Третьяков ошибался — не все приобретенные им картины вызывали у публики восторг. Однако он стоял на своем, работал с художниками только напрямую, исключая возможность обмана и подлогов. И в итоге собрал коллекцию, ценность которой не может быть выражена ни в рублях, ни в какойлибо другой валюте. Она попросту бесценна.

Дом для коллекции Сначала картины «жили» в доме Третьякова в Лаврушинском переулке, но места там катастрофически не хватало, и в 1872 году он начал строительство двух первых чисто музейных залов. Но когда через два года все было готово, оказалось, что места для картин не хватает все равно.

Ну а после того, как в 1882 году Павел Михайлович купил туркестанскую серию работ Верещагина, началась пристройка еще шести залов. Строительство шло почти постоянно — галерея росла. И самым волнительным моментом для всех художников был визит Павла Михайловича. За то, чтобы услышать из его уст фразу: «Эту картину попрошу оставить за мной…» — многие были готовы отдать все… Ну а кроме того, никто не знает, как вообще сложились бы судьбы таких жемчужин галереи, как «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» Сурикова, «Не ждали» и «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Репина; где можно было бы увидеть щемящее «Неутешное горе» Крамского, живописные шедевры Поленова и Левитана, неоцененного в свое время Нестерова, знаменитую «Девушку, освещенную солнцем» Серова. Возможно, они осели бы в мелких частных коллекциях, оказались бы за рубежом, а то и вовсе исчезли бы во времена той же революции.

Но их удалось сохранить, объединив. Когда в 1892 году Павел Третьяков принес свое собрание в дар Москве, это была коллекция из 1287 живописных произведений, 518 рисунков и нескольких скульптур. Позже собрание расширилось еще больше — за счет картин, собранных братом Третьякова, Сергеем.

В своем завещании Павел Михайлович Третьяков завещал внести в Московскую городскую думу «…150 000 рублей для употребления процентов на ремонт Галереи, 125 000 рублей на приобретение на проценты с этой суммы живописных и скульптурных художественных произведений для пополнения коллекций».

Кроме того, галерее были завещаны иконы и недвижимое имущество. В 1900–1901 годах жилой дом Третьяковых был целиком перестроен под музейные нужды, в 1902– 1904 году по проекту Васнецова выполнили новый фасад.

Новые времена

Пополнение коллекции сначала шло туго — у попечителей галереи накопилось много разногласий. Но когда галереей начал заведывать Илья Семенович Остроухов, человек очень осторожный и въедливый, вновь началось приобретение лучших полотен. Третьяковка была и осталась образцом вкуса.

…«Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых» была официально открыта для посетителей 15 августа 1893 года. В этом смысле у Третьяковки юбилей в этом году! Уютный особняк в Лаврушинском никогда не пустует, и на вход в него собираются огромные очереди.

Сегодня Третьяковка, любимица и гордость москвичей, живет активной жизнью. Купите билет в нее и пройдитесь по ее залам. Тут царствуют божественный Иванов и невероятный Суриков, оживают былины под кистью Васнецовых, радуется жизни Серов, смотрит свысока «Неизвестная» Крамского и печалится «Демон» Врубеля. 180 тысяч произведений искусства и семь зданий — таково богатство Третьяковки сегодня. И будущее у нее самое светлое — в этом сомнений нет.

КСТАТИ

В бледно-голубом здании в стиле ампир по адресу: 1-й Кадашевский пер., 14/13, стр. 1, располагается библиотека галереи. В настоящее время библиотечный фонд включает порядка 300 тысяч единиц книг и периодических изданий, а также значительные вспомогательные фонды открыток, афиш, пригласительных билетов, газетных вырезок. Самые ранние хранящиеся в библиотеке книги — лицевые иллюминированные рукописи конца XI–XIII веков.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

1) Во время войны собрание Третьяковки эвакуировали из Москвы. В здание попало несколько бомб, разрушивших потолок и внутренние перекрытия. Но уже в 1942 году была проведена первая выставка, а 17 мая 1945 года Третьяковка полностью открылась для посетителей.

2) Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» не понравилась императору Александру III и была запрещена к показу на три месяца, став первой картиной в Российской империи, подпавшей под цензуру.

3) Третьяков считал, что для понимания некоторых вещей требуется время, и порой покупал запрещенные цензурой картины. Так он давал понять художникам, что они могут творить свободно, не опасаясь невостребованности.

ИНФОГРАФИКА

PDF ВЕРСИЯ НОМЕРА

Рекомендации