Изображение изобретателя дагеротипии Луи Жака Манде Дагера / Wikipedia, Общественное достояние

Рождение фотографии. Все началось с медной пластинки

  • Сергей Шахиджанян
  • 18.11.2019

Первыми в череде попыток прийти к тому, что сегодня стало привычной нам камерой, стали так называемые дагеротипы. Свое название этот предок фотографии получил от имени своего изобретателя и популяризатора — француза Луи Жака Манде Дагера.

Замри на час

Самые первые коммерческие изображения, получаемые без помощи кисти и карандаша, делались на полированной посеребренной медной пластине. Перед съемкой пластинку помещали в герметичную ванну со специальным раствором, что давало ей высокую чувствительность к свету. После погружения в жидкость пластинку перемещали в кассету, обрамленную деревянным шибером.

— Принцип работы первого фотоаппарата сильно отличается от того, к чему мы привыкли сегодня. Поэтому и моделям, которых снимали, приходилось очень непросто. Человека, который хотел сделать фотопортрет, сажали в жесткое кресло и фиксировали голову с помощью специального штатива, называемого копфгальтер. После этого фотограф начинал долгий процесс съемки: открывал крышку затвора камеры, путем перемещения вперед или назад матового стекла в специальном пазу выставлял резкость, после чего заменял стекло на кассету. Стоит отметить, что объектив показывал изображение перевернутым, поэтому для удобства фотографа за матовым стеклом под определенным углом устанавливалось небольшое зеркало, —  сказал директор Института профессиональной и любительской фотографии Василий Прудников. После завершения первых приготовлений крышка объектива закрывалась, кассета вытаскивалась, и объектив снова открывался. Так свет попадал на пластину. Время, которое требовалось для получения изображения на дагеротипе, называли выдержкой. Сначала для получения изображения требовался целый час, однако уже через полгода экспериментов чувствительность удалось серьезно увеличить, и время сократилось до 30 секунд. Для фотографируемых людей, которым приходилось сидеть неподвижно с зажатой в штативе головой, это стало большим облегчением, ведь во время процесса им можно было только моргать.

Закончив съемку, фотограф закрывал объектив, вставлял шибер обратно, чтобы не дать свету снова попасть на пластину, и уносил дагеротип в темную комнату. Там он сперва проявлял пластинку при помощи паров ртути, промывал в ванночке и помещал в закрепляющий изображение раствор, затем снова промывал и сушил. В итоге на весь процесс — от усаживания клиента в кресло и до проявления дагеротипа — уходило порядка 40 минут.

Под правильным углом

Итоговое изображение на пластинке получалось черно-белым и хорошо проработанным. Но видно его было только под определенным углом — чтобы рассмотреть его получше, зритель вооружался лупой, а на тело накидывал черную бархатную ткань — чтобы не было отражений. Угол изображения нужно было «ловить» — если смотреть неправильно, то картинка получалось негативной или видно было только блеск серебра.

Если человек хотел иметь несколько своих дагеротипных портретов, нужно было фотографировать несколько раз или, чтобы не мучить клиента, в фотоаппарат устанавливалось сразу четыре объектива. Тогда удавалось получить несколько одинаковых изображений.

Хранились дагеротипы в роскошных золоченых футлярах.

Это делалось потому, что на тот момент еще не было точно известно, насколько хорошо он может сохраниться. Итоговая же стоимость портрета складывалась не только из цены на красивую коробочку, но и из размера изображения и известности фотографа.

Дорогая профессия

Стать фотографом в то время было очень непросто. Ведь оборудование и расходные материалы были очень дорогими. Если перевести стоимость дагеротипной камеры и сундука со всеми необходимыми реактивами, инструментами, кассетами и футлярами на современные деньги, то получится сумма в полмиллиона рублей. Что соразмерно покупке профессиональной камеры. Кроме этого, было необходимо умение обращаться с кистью и специальными анилиновыми красками, которыми разрисовывали получившееся черно-белое изображение. Впрочем, ни о каких улучшениях или устранении дефектов лица речи совсем не шло.

А еще фотограф (дагеротипист) должен был обладать немалой силой, ведь «фотоаппарат» был очень тяжелым, а съемки далеко не всегда проходили в специальном ателье или комнате.

Фотография съемочного процесса для создания дагеротипа (1). Схема по использованию копфгальтера для фиксирования головы человека перед дагеротипированием (2). Иллюстрация базового принципа создания фотографического изображения (3) / Дмитрий Тышкивский, «Вечерняя Москва»
Фотография съемочного процесса для создания дагеротипа (1). Схема по использованию копфгальтера для фиксирования головы человека перед дагеротипированием (2). Иллюстрация базового принципа создания фотографического изображения (3) / Дмитрий Тышкивский, «Вечерняя Москва»Схема по использованию копфгальтера для фиксирования головы человека перед дагеротипированием (2).
Иллюстрация ба зового принципа создания фотографического изображения (3) / Дмитрий Тышкивский, «Вечерняя Москва»

Талант не нужен

Поначалу дагеротипия была доступна лишь немногим. Но со временем, когда процесс получения изображения стал широко распространен, этим стали заниматься те, кто не имел больше никаких других талантов.

— Художники обычно обладали хорошим вкусом и серьезными навыками в том, что касалось изображений — они умели писать репродукции картин, копировать инженерные и архитектурные чертежи. А вот среди дагеротипистов подобных профессионалов практически не было, ведь подавляющее большинство тех, кто шел в эту область, желали просто заработать, — добавил Василий Прудников.

В итоге, не имеющие художественного образования ремесленники фотографировали людей как придется.

Конкуренция и эволюция

Напряженные, чуть вычурные позы, статичные портреты — техника дагеротипистов была не в состоянии запечатлевать людей в движении. Сам же дагеротип считался чудом, и многие религиозные фанатики утверждали, что таким образом крадется душа человека. Однако индустрия по производству подобных изображений стремительно завоевывала мир. Так что вполне естественно, что у Луи Дагера быстро появился конкурент. Поначалу менее удачливый, англичанин Фокс Тальбот для получения изображения использовал специальную фотобумагу — сперва создавая негативное изображение, позднее переводя его в позитив. Способ Тальбота был сильно дешевле, позволяя тиражировать изображения. Но первые__«калотипы» (греч. kalos — красота) не отличались такой же четкостью и проработкой деталей, как дагеротипы.

Дагеротипия просуществовала до 1850-х годов, после чего ее сменила амбротипия, где светочувствительная эмульсия наносилась на стекло, массовое производство которого уже было освоено на фабриках и цена его значительно упала. И хотя для выдержки хватало долей секунды, громоздкие копфгальтеры просуществовали аж до середины XX века.

В Москве же, где первые дагеротипы появились на полгода позже, чем в Париже, использовались сразу два способа — и Дагера, и Тальбота. Но для того, чтобы что-то снять на улице, первые фотографы должны были известить об этом городового и получить у него разрешение — просто так появляться на улице с камерой на деревянной треноге не разрешалось.

Фото изобретателя калотипии Фокса Тальбота / Wikipedia, Общественное достояние
Фото изобретателя калотипии Фокса Тальбота / Wikipedia, Общественное достояние

ПЕРВЫЙ ПОРТРЕТ

Первое изображение человека удалось Луи Дагеру весной 1838 года — это «Вид на бульвар дю Тампль» в Париже. Выдержка при съемке дагеротипа была больше 10 минут, поэтому все прохожие и экипажи на улице не видны и она кажется пустынной. Однако в левом нижнем углу можно разглядеть чистильщика обуви и его клиента, которые были достаточно неподвижными.

ДАЛЬНИЙ ПРЕДОК

Создание фотографии произошло благодаря камере-обскуре — затемненной коробке или комнате, с отверстием в одной из стен. На противоположной стене от отверстия появляется перевернутое изображение. Художники эпох Средневековья и Ренессанса использовали камеру-обскуру для создания пейзажей.

ИНФОГРАФИКА

 

Рекомендации