Москва — город с богатой историей, в котором смешалось множество архитектурных стилей разных эпох.Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Искусство и наука строить

  • Андрей Беляк
  • 18.02.2019

21 февраля мы отмечаем День экскурсовода — праздник, учрежденный Всемирной федерацией ассоциаций экскурсоводов.

Особенно ярко этот день празднуют те города, которые являются центрами туризма. Среди них, конечно же, и Москва. В преддверии праздника «Пресса в образовании» рассказывает, какими достопримечательностями столица привлекает туристов и чего мы, москвичи, возможно, не знаем о нашем любимом городе.

Москва — город с богатой историей. Неудивительно, что за столетия здесь смешалось множество различных архитектурных стилей. Подчас необычное соседство зданий разных эпох создает удивительный ансамбль.

Исторические пласты Алексей Гинзбург, архитектор, вице-президент Союза московских архитекторов и руководитель мастерской «Гинзбург Архитектс», утверждает, что Москва привлекает в первую очередь своей многомерностью.

— То количество исторических эпох, пластов, которые в ней намешаны, как раз и вызывает и интерес, и восхищение. В этом весь смысл Москвы — она не является срезом какого-то одного времени, а объединяет их все, — объясняет он.

В Москве встретилось множество не похожих друг на друга архитектурных стилей. При этом встречаются отдельные места, как будто целиком пришедшие из другой эпохи.

— В результате главными приметами городского облика стали мрамор и бетон, гранит и стекло, красный кирпич и дерево. Все это — десятки поколений людей и разные эпохи. В этом и есть особый шарм столицы, — поясняет Алексей. — Здесь вполне гармонично могут соседствовать древний Кремль и построенный в псевдорусском стиле ГУМ, каменные храмы и современные бизнес-центры из стали, стекла и бетона.

Особое место Но все же особое место в архитектурном ансамбле столицы занимает конструктивизм — авангардистский стиль, сформированный в СССР в 1920-х — первой половине 1930-х годов.

По словам Гинзбурга, внука одного из основоположников стиля Моисея Гинзбурга (по его проекту построен знаменитый Дом Наркомфина), советский авангард стал своего рода фундаментом, на котором сформировалась вся современная мировая культура.

— Эта эпоха стала нашим самым серьезным вкладом в культуру. Это был короткий, но ценный период, когда мы не использовали чьи-то идеи, а формировали их сами. Это касается всей культуры того времени, — подчеркивает архитектор.

К сожалению, позднее конструктивизм перестал быть востребованным, а о сохранении построенных в этом стиле зданий забыли.

— В 30-е годы, например, конструктивизм заклеймили как архитектуру вредную, буржуазную и формалистичную. А на самом деле она была международная, направленная на общечеловеческие ценности. Инерция изъяла наследие авангарда из человеческой памяти, — говорит Гинзбург.

В наши дни интерес к тому времени растет, конструктивизм становится все более популярным.

— Дома эпохи конструктивизма в каком-то смысле обогнали свое время. Эти дома нацелены на человека современной эпохи, то есть на нас с вами. Они обозначили начало современной эпохи, — утверждает Алексей Гинзбург.

Найти сегодня дома, построенные в этом стиле, не так просто. Многие из них не сохранились, многие просто находятся не на «первой» линии, спрятавшись в узких тупиках и переулках, куда редко заходят люди. Впрочем, самые известные памятники советского авангарда никуда не исчезли.

К примеру, Шаболовка, исторический район Москвы, считается колыбелью конструктивизма. Здесь архитекторы строили первые в столице конструктивистские дома.

Это и Хавско-Шаболовский жилмассив, и Дом-коммуна на улице Орджоникидзе, студенческое общежитие, в проекте которого воплощена концепция обобществленного быта. Здесь же можно увидеть и знаменитую Шуховскую башню.

Развивать аккуратно Строительство новых и современных зданий не всегда воспринимается однозначно горожанами. Одни уверяют, что они разрушают облик города.

Другие считают, что они гармонично вписываются в его облик. К примеру, Московский международный деловой центр «Москва-Сити», комплекс небоскребов которого привлекает множество туристов и горожан. По словам Алексея Гинзбурга, это естественный процесс, которому не следует мешать.

— Любой современный город, в котором живут люди, даже если он исторический, должен развиваться. Просто развитие должно быть контролируемым и не агрессивным, не наносить ущерб исторической среде, — уверяет он.

При этом запрещать новое строительство в историческом центре Москвы не имеет смысла.

— Есть города, сложившиеся в одну эпоху как законченные градостроительные ансамбли. Они нуждаются в музеефикации. Это в первую очередь города-музеи, среди которых, например, Санкт-Петербург и Венеция. Но это исключения, лишь подтверждающие правила. Москва — живой город. Ее лучше сравнивать с Берлином, Парижем, Лондоном — историческими городами, в которых кипит жизнь. Москву невозможно законсервировать, ее нужно аккуратно развивать, — говорит Гинзбург.

КУДА ПОСТУПАТЬ

МАРХИ — Московский архитектурный институт

МГСУ — Московский государственный строительный университет

ГУЗ — Государственный университет по землеустройству

РУДН — Российский университет дружбы народов

МИИГАиК — Московский государственный университет геодезии и картографии

МАСИ — Московский архитектурно-строительный институт

МГАХИ им. В. И. Сурикова — Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова

ИИР — Институт искусства реставрации

РАЖВиЗ — Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Чтобы поступать на архитектора, нужно сдать ЕГЭ по математике и русскому языку. Большое значение имеют творческие экзамены: рисунок и черчение. На рисунке нужно рисовать голову и капитель. На черчении — выполнить аксонометрию, то есть начертить фасад, вид сбоку и план сверху объемной детали. Также в некоторых вузах на вступительных экзаменах есть живопись.

Самые заметные архитектурные стили столицы

Нарышкинское барокко

Возник в конце XVII века и стал связующим между архитектурой патриархальной Москвы и западноевропейского Санкт-Петербурга. Своему появлению обязан роду Нарышкиных, в чьих имениях были построены церкви в этом стиле. Это самый ранний архитектурный стиль, связанный именно с Москвой.

Примеры: колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Троицы в ТроицеЛыкове, а также церковь Покрова в ФиЛях.

Московский ампир

Достиг расцвета во второй четверти XIX века и стал доминирующим в старой Москве. Толчком к его развитию послужила Отечественная война 1812 года, а точнее — пожар, в котором было уничтожено три четверти деревянных построек столицы. В основу лег французский ампир, но с вкраплениями традиций русского зодчества.

Примеры: старое здание МГУ на Моховой, а также главное здание Первой градской больницы.

Московский модерн

Расцвет модерна занял не очень много времени — всего-то четверть века. В Москве в этом стиле, объединяющем и северный романтизм, и французское арнуво, выдержано много зданий, построенных во второй половине XIX — начале XX века.

Примеры: особняки Рябушинского и Дерожинской работы Шехтеля, особняк Ивана Миндовского, доходный дом М. В. Сокол, а также здание Ярославского вокзала и гостиница «Метрополь».

Конструктивизм

Пожалуй, самое яркое направление советской архитектуры, отражавшее принципы молодого советского государства. Архитекторы стремились сделать здания как можно более функциональными, избавиться от лишнего декора. Выразительности искали в динамике простых конструкций.

Примеры: Дом Наркомфина, студенческое общежитие «Дом-коммуна», здание газеты «Известия», Дворец культуры ЗИЛ, здание Наркомзема.

Сталинский ампир

Эклектика, сочетающая черты классицизма, барокко и ар-деко. Роскошное декорирование, массивные украшения — барельефы и статуи, рассказывающие о достижениях Советского Союза. Пожалуй, именно этот стиль можно назвать сегодня самым заметным в Москве.

Примеры: главное здание МГУ, жилой дом на Котельнической набережной, здание Министерства иностранных дел, Театр Российской армии, а также комплекс зданий ВДНХ.

Позднесоветский модернизм

На смену сталинской архитектуре пришла борьба с украшательством, которая вылилась в поздний советский модернизм (1960-1980 годы). Невыразительные дома-коробки заполонили новые районы и неизбежно вызывают критику как урбанистов, так и обывателей. Однако есть и заметные образцы этой архитектуры.

Примеры: Центральный дворец пионеров, высотки на Новом Арбате, Кремлевский Дворец съездов и Третьяковская галерея на Крымском Валу.

Рекомендации