Навигационная цепочка

Илья Репин, 1909 год
Илья Репин, 1909 год

В Третьяковской галерее 16 марта открывается масштабная выставка самого, быть может, знаменитого русского художника Ильи Репина, приуроченная к 175-летию со дня его рождения. На ней будут представлены более 170 живописных полотен и 130 графических работ из 26 отечественных и зарубежных музеев, а также частных собраний. Сегодня мы подробно рассказываем об узловых моментах биографии художника и его творчества.

Как Ломоносов пешком пришел в Москву учиться, так и 19-летний начинающий иконописец Илья Репин из городка Чугуева, что в Харьковской губернии, отправился в далекий Петербург. Сразу же устремился на набережную Невы и долго стоял у дверей Академии художеств в надежде увидеть, как выйдет оттуда божество — какой-нибудь художник. Ни одно божество не появилось. Сегодня то учебное заведение, у дверей которого томился Репин, носит его имя.

А тогда в академии Илью Ефимовича встретили без восторга: указали на слабость рисунка и рекомендовали подготовиться лучше. Экзамен Репин выдержал — но на платное место. Ему посоветовали обратиться к известному меценату, главе почтового департамента Прянишникову. При знакомстве чиновник протянул руку — Репин же, вместо того чтобы ее пожать, поцеловал. А получив обещание помощи, целовал, плача, полу атласного халата мецената… Эту убийственную для репутации сцену Репин описал в книге «Далекое близкое».

Он вообще был бескомпромиссно честен в искусстве. Начав, как было заведено в академии, с религиозных сюжетов, оставил их, решив, что живопись должна отражать реальность. Стремление к фотографической точности изображения со временем преодолел, но неутомимый поиск актуальных сюжетов сделал галерею репинских полотен настоящей энциклопедией отечественной истории на протяжении 40 лет.

Ни у одного русского художника нет такого числа картин, вошедших в память нации. Тут и «Бурлаки на Волге», сделавшие имя молодому таланту, и «Крестный ход в Курской губернии», и «революционный» цикл — «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста» и «Не ждали». И портреты Льва Толстого и умирающего Мусоргского. Благодаря масштабным историческим полотнам Репина мы живо представляем себе запорожских казаков, пишущих турецкому султану, Ивана Грозного, убивающего сына, и мужиковатую царевну Софью в келье Новодевичьего монастыря, за окном которой качается повешенный стрелец. А множество других, не столь известных, но все равно первоклассных вещей показывает, что Репин неисчерпаем.

В Советском Союзе Илью Ефимовича канонизировали как обличителя самодержавия и предтечу социалистического реализма. Те же «Бурлаки на Волге», которых благодаря репродукции в школьном учебнике знал каждый, считались символом гражданской скорби художника. На самом деле в этом мало правды.

Даже после шумного успеха «Бурлаков» ему не приходило в голову стать певцом обездоленных. Илью увлекало решение чисто живописных задач, а повседневная жизнь тянувших баржу мужиков не интересовала. Более того, свой последний вариант картины, написанный в 1918 году, он назвал… «Быдло империализма». При этом пояснил: «Быдло — слово польское, разумеет оскотевшего раба, сведенного на животные отправления. Быдло — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, оно усваивает ее способности хищничать поволчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над господами, если они ослабеют». Какая уж тут гражданская скорбь! С тем же мастерством, с которыми Репин изображал людей из народа, он писал портреты членов царской семьи.

Посмотрите на его последний монументальный труд — «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». 60 высших сановников Российской империи, столпов режима, каждый из них позировал Репину лично. Нет, не был Илья Ефимович ни революционером, ни борцом с режимом — он был просто художником, для которого рисунок и игра света и тени, верный мазок и безупречная композиция важнее всего на свете.

Последние 30 лет Репин прожил в поселке Куоккала, в «Пенатах», имении второй жены, писательницы Наталии Нордман-Северовой. Эта первая русская вегетарианка трогательно заботилась о здоровье мужа: кормила крапивными салатами, поила отварами из сена.

Репин смиренно подтверждал, что все очень вкусно и питательно. После революции Куоккала, расположенная в ста километрах от Питера, оказалась за границей, в Финляндии.

Илью Ефимовича звали вернуться, чтобы он придал авторитета новообразованной Ассоциации художников революционной России. В 1924 году вопрос обсуждало Политбюро ЦК ВКП(б), сохранилась резолюция генсека Сталина: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры». Разрешили, но желания жить в советской стране у патриарха не возникло. Не помогли ни щедрые посулы, ни организованные в Союзе персональные выставки, ни двухнедельный визит в Куоккалу делегации художников.

Последние картины Репина неузнаваемы: правая рука отказывалась подчиняться, и он взял кисть в левую. Краски выбирал все больше темные. Изменились и сюжеты, вновь возникла библейская тема. Незадолго до смерти Репин, обращаясь к друзьям, подытожил свой путь: «Мне много было отпущено счастья на земле: мне так незаслуженно везло в жизни». Трудно сказать, действительно ли художник был счастлив. Оба брака были не слишком удачными.

Дочь Надежда сошла с ума; трое других детей не смогли найти свое место в жизни и, с опустошенными душами, неспособные заработать, съехались в «Пенаты». Но в истории русского искусства Репин — глава счастливая. Он был из тех талантов, кого Бог при рождении поцеловал в темечко. И, кажется, сам водил его кистью. Бывало, художник пытался польстить модели. Только фокус не удавался: портреты Репина безжалостно точны, нет в них ни придуманных красивостей, ни ложной значимости, ни фальшивого романтического флера. Как сказал друг художника, все замечавший Корней Чуковский, «кисть Репина была правдивее его самого».

Репин и «Пенаты» 

Участок земли для будущей усадьбы Репин купил в 1899 году для своей второй жены Наталии Нордман, на ее имя его и оформил. Тогда он уже был не только известным художником (его картины узнавали, а выдающиеся современники заказывали ему свои портреты), но и ректором Академии художеств. Дом в окрестностях Петербурга ему понадобился, чтобы меньше времени тратить на дорогу до работы. К тому же место было просто идеальным — живописным и уединенным. Дом построили по планам художника, обустроили в соответствии с его вкусами. Усадьбу назвали «Пенаты» в честь римских богов — хранителей домашнего очага — они были изображены на воротах (эскизы рисовал сам Репин). В усадьбе часто можно было встретить известных современников художника: к нему в гости заходили Владимир Маяковский, Корней Чуковский, Сергей Есенин, Давид Бурлюк. В «Пенатах» Репин прожил 30 лет, там он скончался и был похоронен.

Картина, притягивающая вандалов   

Один из признанных шедевров Репина в собрании Третьяковской галереи, картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» дважды подвергалась нападениям вандалов. В 1913 году на нее набросился с ножом сумасшедший иконописец Абрам Балашов, крича: «Довольно смертей, довольно крови!» Восстанавливали полотно с участием автора, который заново написал лицо царя, но не слишком удачно — директор Третьяковки Игорь Грабарь даже решил удалить авторскую правку. А в мае 2018 года Игорь Подпорин из Воронежа внезапно схватил металлический столбик ограждения и сделал им в центре холста три дырки.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ    

Екатерина Бобринская, доктор искусствоведения: 

— Эта выставка — уникальна, в ее состав включены произведения из 26 музеев России и зарубежья, а также целого ряда частных собраний. Это большое культурное событие, в котором, без сомнения, стоит принять участие. В частности, рекомендую Репина школьникам — это один из наиболее интересных русских художников. Особенно если учесть, что на выставке будут представлены лучшие работы мастера, созданные с начала 1870-х по конец 1920-х годов. Экспозиция расположится на трех этажах в самых крупных выставочных залах Третьяковской галереи и включит более 170 живописных полотен и более 130 графических работ. Старшеклассники, да и не только, смогут увидеть хрестоматийно известные, знакомые всем из школьной программы картин — «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». А ведь для выставки отобраны и малоизвестные произведения, которые станут настоящим открытием для московской публики. Важным событием станет экспонирование крупноформатного полотна «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…» из собрания Государственного Русского музея.

КСТАТИ  

60 портретов написал художник для крупноформатного полотна «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…». Его размер 400 на 877 сантиметров. На каждый из портретов Репину отводилось 3–4 сеанса.

ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ  

Почему Репина нельзя назвать предтечей социалистического реализма? Как изменились картины Репина в конце его жизни? Почему?

Метки

Читайте также