Театральная сцена

От колосников до трюма

  • Татьяна Сафонова
  • 27.11.2018

Современные принципы устройства сцены сформировались в XVII веке

Сцена (в переводе с древнегреческого — «палатка, шатер») — ключевая часть помещения театра, место основного театрального действия. Ее устройство — результат длительной эволюции, связанной с общим развитием театрального искусства и принципов декорационного оформления спектакля. Современная сцена представляет собой сложное архитектурно-техническое сооружение. Чтобы начинающие театралы понимали, как это устроено и почему так, мы знакомим с историей развития сцены и основными терминами.

История развития театральной сцены берет начало в Древней Греции, ведь именно там и возник первый театр. Государство организовывало для народа празднества, состязания, собрания.

Помосты у горы

Местом для таких мероприятий служила хорошо утоптанная площадка недалеко от храма, вокруг которой располагался зритель. Потом эту площадку стали переносить к подножию горы, возводить специальные помосты.

Древнегреческий театр состоял из трех частей: орхестры, скены и места для зрителей.

На рубеже VI-V веков до нашей эры возникла скена (палатка), в которой актеры меняли костюмы и маски. Перед каменной скеной находится проскений. Эта длинная и узкая площадка была приподнята над уровнем орхестры на высоту до 4 метров. Проскений являлся основной сценической площадкой, на которой развивалось действие.

Римский театр перенял многие традиции греческого. Но в устройство сцены внес свои коррективы. Его основными частями были орхестра, окруженная амфитеатром, и сцена с более широким, чем у греков, помостом — просцениумом. В полу просцениума был устроен ряд люков, предназначавшихся для появления персонажей, спуска и подъема декораций. Огромное влияние на форму сценической площадки оказало исчезновение хора. Кстати, в римском театре впервые появился и занавес, который поднимался из-под сцены.

Из Возрождения в современность

С середины XII и до XVI века театры не имели своих помещений. Историки различают в устройстве средневековой сценической площадки три основных варианта: передвижную (бродячий театр — фургон с высоким помостом, открытым со всех сторон), кольцевую (древний амфитеатр) и систему беседок (линейная система зрелища). Новые принципы сценических постановок начинают формироваться в эпоху Возрождения в Италии. В конце XVI — начале XVII века становятся популярны интермедии, устройство сцены рассчитывается на их постановку.

Но подлинное переустройство началось вместе с развитием оперы и балета. Появляются водопады, фонтаны и фейерверки, которые служат финалом почти каждого спектакля. В последней четверти XVI века в Италии появились подвижные декорации. Итальянскую сцену первой четверти XVII века можно назвать колыбелью современной сцены-коробки.

Появляются многоярусные ложи, ряд кресел в партере, занавес и рампа. Сценические картина, созданные художником-декоратором, быстро меняются.

Применение подвижной кулисы было подсказано устройством задника, раздвигавшегося на стороны.

Части задника двигались по рельсам.

Перенесение этого приема на боковые декорации позволило ускорить смену картин. Для движений в воздухе были устроены балки, по которым ходил крюк с привешенными к нему облаками или колесницами. Перед сценой появилось место для оркестра. В 40-х годах XIX века был продемонстрирован эффект узкого луча яркого света, который генерировался дуговым прожектором, питаемым большим количеством гальванических батарей. Электрическая энергия совершила революцию в театре. Приемы художественного освещения спектакля постоянно совершенствовались.

Появление электрических двигателей послужило толчком и для развития механического оборудования сцены.

Классические люки-провалы превратились в подъемноопускные площадки, греческие выкатные площадки (эккиклемы) — в платформы, вывозящие в игровую зону декорации. Небольшие круглые вращающиеся площадки времен театра Возрождения и барокко — в различные системы поворотных кругов, а примитивные веревочные ручные подъемы — в механизированные и немеханизированные штанкетные подъемы. И их театр активно использует и сегодня.

Электрическая революция

Иначе обстоит дело с развитием театральной светотехники. Художественное освещение является наиболее востребованным компонентом современного спектакля. Осветительные приборы дают огромные художественные возможности режиссерам и художникам.

— Многие делают ставку на техническое оснащение, иногда тем самым выводя на второй план очень удачные актерские работы, — комментирует заведующий кафедрой режиссуры театрализованных представлений Московского государственного института культуры Валерий Левушкин, — особенно этим грешат молодые режиссеры.

Зритель в массе привыкает к таким новшествам. Декорации уходят, и уходят весьма активно. Но я думаю, технические новшества не затмят актера окончательно: придут те режиссеры, которые найдут золотую середину, где спецэффекты органично дополнят великолепную игру актера. Это будет сбалансированно, и все будет жить параллельной жизнью, дополняя друг друга. Зрителю все равно захочется души: посмотреть в глаза актеру, почувствовать его нерв. Ведь актеры и декорации — это душа спектакля.

КСТАТИ

Мистерия — один из жанров европейского средневекового театра. В представлениях участвовали музыканты, певцы, акробаты, жонглеры. Мистериальный театр был массовым, привлекая на свои спектакли десятки тысяч людей. Для участия в постановке приглашали известных художников, опытных театральных машинистов, резчиков, позолотчиков, плотников. И длиться мистерия могла довольно долго. Так, представление «Мистерии о Деяниях Апостолов» в Бурже в 1536 году длилось, по свидетельствам, 40 дней.

 

Рекомендации