Навигационная цепочка

Ирина Старшенбаум и Александр Петров в картине «Т-34» режиссера Алексея Сидорова. Кадр из фильма
Ирина Старшенбаум и Александр Петров в картине «Т-34» режиссера Алексея Сидорова. Кадр из фильма

Военное кино в тренде. Блокбастер «Т-34» по объему сборов перевалил за полтора милларда рублей. А на подходе — еще две картины: «Спасти Ленинград» Алексея Козлова и «Крик тишины» Владимира Потапова. Обе — приурочены к 75-й годовщине снятия Ленинградской блокады и выйдут в прокат 27 января.

Фильмов и сериалов, обращающихся к событиям Великой Отечественной войны, в последние годы вообще снимают много. Пожалуй, не меньше, чем в СССР. Фонд кино и Минкультуры охотно выделяют деньги под такие проекты. А зритель, в том числе молодежь, голосует за них рублем. Вышедший в прошлом году «Собибор» при бюджете в 180 миллионов рублей, собрал в прокате почти 312 миллионов, а раскритикованные «28 панфиловцев» (2016) при бюджете в 150 миллионов — больше 380. Не буду утверждать, что все снимаемые картины делают кассу. Но зрительский интерес к такому кино не уходит.

Почему так? Потому что есть про что снимать. Да про каждый из тех 900 дней, что северная столица работала и сражалась в кольце врагов, можно сделать отдельное кино! В 1941–1944-х блокада забрала свыше 1,1 миллиона жизней. Убитые в боях. Пропавшие без вести. Погибшие под бомбежками и артналетами. Умершие от голода, холода, болезней. Чудовищная, невозможная цифра.

Пытаюсь как-то уложить ее в голове. Не выходит. Перед глазами стоят строчки из дневника 12-летней Тани Савичевой: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». В декабре 1941-го — мае 1942-го девочка похоронила всю семью. Сестер Женю и Нину, бабушку Евдокию Григорьевну, братьев Леню и Михаила, двух дядей, Василия и Алексея.

И маму, Марию Савичеву. Восемь человек — крохотная циферка на фоне общей статистики миллионных потерь. И — рухнувший мир для подростка, который остался один…

…Таня умерла уже в эвакуации в 1944 году, так и не узнав, что род Савичевых — выжил. Миша и Нина, ее брат с сестрой, которых она считала погибшими, спаслись. И родили своих детей. Вот такой финальный поворот этой непридуманной истории.

Истории, по которой, думаю, однажды снимут свое кино. И будет еще множество других, не менее достойных сюжетов. Потому что люди хотят знать и помнить. А пока память живет, тема не закрыта.

Метки

Читайте также