Фото: архив, «Вечерняя Москва»

Физкультура поможет и с физикой

  • Дмитрий Бесполов, учитель физкультуры школы № 2121
  • 13.03.2017

Физкультура — это такой школьный урок, по которому любой учитель уже после трех занятий в принципе может смело выставить любому ученику итоговую оценку. Но отметка по идее должна быть инструментом воздействия на ребенка. И вот тут-то и возникает вопрос: «Для кого она ставится: для учителя или ученика?» Например, педагог может сказать девочке, что она сегодня не очень старалась, поэтому получила тройку. Но я все-таки предпочту поставить ей четверку, чтобы ученица поверила в себя и постаралась на следующем уроке взять новую высоту.

Оценка — это совместная деятельность учителя и ученика по достижению успеха в познании. Как же оценивать такой удивительно активный предмет, как физкультура? В чем особенность занятий? Во-первых, в наличии пространства, неограниченного ни партами, ни доской. Вовторых, ни на одном другом уроке ребята не переодеваются. Это тоже надо учитывать. В-третьих, любая ошибка учителя и ученика на уроке физкультуры может привести к травме ребенка, так что ответственность за здоровье детей у преподавателя физической культуры очень высока.

А теперь задам необычный вопрос: что такое улыбка? Это работа мимических мышц. А задача урока физкультуры — развивать все группы мышц. На каждом занятии физкультуры педагог должен остро реагировать на реакцию детей и оценивать, справляются ли они с заданием, нужно ли это задание упрощать или усложнять. Идти по заготовленному конспекту, пошаговому планированию урока здесь никак не получится.

Говорят, на занятиях в школе сегодня нужно максимально пользоваться компьютерными технологиями. На физкультуре можно использовать веселую ритмичную музыку, особенно на разминках. Кстати, о межпредметных связях: хорошо включать ученикам музыку на иностранном языке — заодно и этот предмет подтянут. Или классические произведения великих и известных композиторов — обращение к мировой художественной культуре пойдет ребятам на пользу.

Подчеркну еще несколько аспектов метапредметных связей и дисциплинарных экспериментов. Например, ребенок встал и развел руки на ширину плеч. Чтобы он прижал их к телу, надо надавить на руки ближе к кистям. Это физическое правило рычага. В вагоне метро, чтобы не упасть, надо присесть, то есть сместить центр тяжести. Так что на уроке физкультуры можно на практике повторить и физику.

Заканчиваться любой урок физкультуры должен растяжкой. Тут важно не переборщить и не вызвать при растяжении боль. Физкультуру надо ценить, тогда она превратится в культуру. Мой предмет называется «физическая культура», и только от таланта учителя зависит, станет ли она предметом «культура физического воспитания», где на первое место выходит слово «культура», от которой не стоит никого освобождать.

Рекомендации