Кукла — это имитация живого существа, человека или животного. Иногда кукла может символизировать какой-либо дух или растение, может быть подвижной и неподвижной, устойчивой и неустойчивой, твердой или мягкой — все зависит от целей и замысла мастера. Ремесло кукольника считается искусством, особенно если говорить о театре, где одни эти куклы создают, а другие в них играют.
Но чтобы всю жизнь играть в куклы, нужно быть очень выносливым
Людей, чьи профессии связаны с куклами, в обиходе называют кукольниками. Но понятие «кукольник» имеет два значения. Одни создают своих артистов, другие — руководят ими за сценой. В Театре Образцова мы познакомились и с теми, и с другими.
Держим клюв на замке
Пробираться по коридору приходится осторожно, вдоль стеночки. Если сделать хоть шаг в сторону, случится беда: либо споткнусь о ноги Гулливера, лежащие поперек коридора, либо на меня упадут его алюминиевые уши. В отличие от языка, от чужих ушей мне еще ни разу не приходилось страдать. Сопровождающая меня пресс-секретарь театра Юлия Арсеньева открывает одну из дверей.
— Это мастерская, где делают механику для кукол, — объясняет она.
В маленькой комнате в унисон жужжат дрель и швейная машинка. Мастера по кусочкам — из обрезков ткани, пластилина, проволоки, газеты и пенопласта — собирают актеров. Сейчас здесь идет работа над одной из чаек для спектакля «Старый сеньор».
Сначала была слеплена форма из пластилина, затем — из папье-маше, а теперь чайка попала в руки художника Александра Струнова, способного оживить все что угодно.
— Сперва разрежу ей клюв, чтобы она смогла говорить, — рассказывает он. — А затем вставлю механизм, чтобы держать клюв закрытым…
После разговора с Александром Васильевичем я, кажется, начинаю понимать, где Всевышний недоработал при создании женщины. Впрочем, скоро мое внимание приковывают многочисленные заготовки из папье-маше, сушащиеся в углу комнаты.
— Сколько слоев бумаги уходит на каждую из них? — спрашиваю я.
— Зависит от размера, — отвечает художница Фаина Хлебникова. — Для маленькой куклы вроде чайки — около восьми, а большая может и из шестнадцати слоев состоять.
Общий язык
На Большой сцене идет репетиция спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро», и на представлении присутствует единственный зритель, который, к слову, позволяет себе бесцеремонно вмешиваться в игру актеров, делая замечания.
— Почему кукла смотрит на сцену, а не в зал?! — кричит он.
Кукла тут же исправляется и замирает, сверля нарисованными глазами сидящего в восьмом ряду Бориса Константинова, главного режиссера театра. Именно он отвечает за сложный коммуникативный процесс: помогает актерам и куклам найти общий язык.
Мы с разрешения главного коммуникатора заглядываем за кулисы, где меня чуть не сносит броуновским движением огромного количества людей: кто-то бежит с куклами к сцене, кто-то обратно, надевают специальные пояса, чтобы позвоночник справился с нагрузкой.
— Тростевые куклы, использующиеся в Театре Образцова, — одни из самых сложных для актера-кукольника, — замечает Юлия Арсеньева. — Они очень тяжелые, поэтому у всех актеров страдает спина.
Каждую из них часто приходится обслуживать не одному, а нескольким людям, чтобы обеспечить синхронность движений.
Актеры успевают поработать не только за того парня, но и за самого себя: с 1960-х годов в театре используют живой план, когда человек продолжает сюжетную линию, начатую кукольным героем.
— Дело в том, что кукла по природе своей не может быть многословной, — объясняет директор театра Ирина Корчевникова. — В первый раз драматурги поэкспериментировали с живым планом еще при жизни Сергея Образцова, когда ставили «Божественную комедию» Данте. Разве Создателя можно было воплотить в кукольном варианте?! Впрочем, сегодня, кроме «живых планов», в театре есть еще способы для воплощения всего того, на что не способна кукла: камеры, проекторы создают ту магию, за которой сюда уже больше восьми десятилетий приходят зрители.
ГДЕ УЧАТ
Специальность: «художник театра кукол»
Вузы: Театральный художественно-технический колледж
Специальность: «артист кукольного театра»
Вузы: Школа-студия МХАТ, РГСАИ, Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина, Театральный институт имени Бориса Щукина
СЛОВАРЬ
ДЗЕРУРИ — вид театра кукол в Японии. Пьесы дзерури ставятся на сцене театра кабуки.
ИНЖЕНЮ — амплуа актрисы, исполняющей роль наивной девушки.
ПАНТОМИМА — древнейший вид сценического искусства, который включает в себя беззвучные средства создания художественного образа через пластику, жесты, мимику.
ПРЕМЬЕР, премьерша — актер, актриса, занимающие ведущее положение в труппе, играющие главные роли.
РЕЗОНЕР — амплуа актера, высказывающего нравоучительные суждения.
СТАТИСТ массовки, исполняющий роль без слов.
СУБРЕТКА — амплуа актрисы, роль находчивой служанки.
ТЕАТР МИНИАТЮР — вид театра, в котором ставятся произведения так называемых малых форм . Это могут быть, например, одноактные пьесы, пародии, сценки, скетчи.
АРЛЕКИН — комический персонаж итальянской народной комедии в характерном костюме из разноцветных лоскутьев. А еще «арлекин» — узкий и длинный занавес из текстиля, ограничивающий верхнюю часть сцены над основным занавесом.
ТРАВЕСТИ — актерское амплуа, актриса, исполняющая роли подростков, мальчиков, девочек, роли, которые по ходу действия требуют переодевания в мужской костюм. Стареющие актеры, играющие в данном амплуа, с трудом находят себя в театре.