Сотрудники музея вешают картину "Христос и грешница" (1888 г.) во время подготовки выставки Василия Поленова в Третьяковской галерее на Крымском валу. Сергей Пятаков / РИА Новости

Феномен Василия Поленова. 17 октября в Третьяковской галерее открывается выставка художника

  • 14.10.2019

В этом году отмечаются две даты, связанные с именем великого русского художника Василия Поленова: он родился 175 лет назад, а в 1939 году, то есть 80 лет назад, любимая им усадьба Борок была переименована в музей, получивший его имя. Ныне Поленово — точка притяжения людей, не равнодушных к искусству, поклонников творчества художника, не устающих открывать для себя все новые и новые грани его уникального дарования. Попробуем открыть для себя Поленова и мы.

Среди огромного числа талантливых русских живописцев Василий Поленов всегда находился на особом счету. Все дело в его наследии, которое выражается не в количестве и разноплановости написанных им полотен. Он оставил потомкам нечто куда более значимое: образец того, что можно успеть сделать за человеческую жизнь, а именно — созданный им островок культуры, важный и для его семьи, и для всей страны. Увы, многие до сих пор воспринимают творчество Поленова однобоко, видя в нем лишь блистательного пейзажиста.

Этого мало! Понять многогранность его таланта могут лишь те, кто внимательно изучит его биографию, изучит все его картины и побывает в Поленове — удивительном месте на берегу Оки, где и сегодня свято хранят память о художнике его потомки. Живописец и музыкант, игравший на нескольких инструментах, режиссер в открытом им театре, педагог, архитектор — Поленов был разным и в каждом своем проявлении ярким и неподражаемым.

Достойный наследник

На языке современном Поленова можно было бы назвать «мажором», хотя, конечно, это слово и звучит довольно оскорбительно. Тем не менее формально это так: рожденный в Петербурге, Поленов вышел из очень образованной и обеспеченной семьи. Правнук известного архитектора Николая Львова, внук воспитанницы Державина Веры Воей ковой, сын дипломата Дмитрия Поленова и ученицы Карла Брюллова, сильной портретистки Марьи Алексеевны, Вася рос в атмосфере творчества, среди талантливых людей. С детства его обучала живописи сначала мама, а потом нанятый родителями студент Павел Чистяков, позже ставший известным рисовальщиком и педагогом. В семье Поленовых было пятеро детей: Вася, его сестра-близнец Вера, еще две сестры и брат.

Выбирая жизненный путь, Василий Поленов «разумно» поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, а затем на факультет юридический. Но параллельно с учебой в университете он занимался в Академии художеств. И когда весной 1871 года университет остался позади, получивший звание кандидата прав Поленов окончательно понял, что его судьба — не право, а живопись. Золотая медаль, полученная им за картину «Воскрешение дочери Иаира», давала ему право на пенсионерскую командировку — шесть лет проживания и путешествий в Европе на средства академии. Из-за границы он вернулся зрелым мастером. На выставках его работы вызывали восторг публики.

Не только пейзажист

Василий Дмитриевич рано стал академиком и познал славу, что не сделало его ни снобом, ни гордецом. Но в советские времена акцент делался именно на его пейзажных работах. Да, правда, их можно рассматривать часами, но, кроме этого, Поленов создал более полусотни полотен на исторические и библейские темы, а также был великолепным портретистом.

Куда бы ни отправлялся Поленов, был ли то Ближний Восток или Русский Север, лирическое Поволжье или города Европы, он возвращался с цик лами вдумчивых, глубоких работ. Поэтому он такой разный: его пейзажи нежны, портреты — психологичны, зарисовки с натуры дышат памятью веков, библейские полотна — философией.

В 1880-х годах Василий Дмитриевич продолжает писать полотна и занимается преподаванием в Московским училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников — Левитан, Коровин, Остроухов, Иванов. И при этом он находит время и для написания опер и романсов! Примерно тогда и появилась у Поленова мечта — иметь домик на берегу Оки. Он грезил местом, которое стало бы центром культуры, местом для творчества и отдыха.

В 1877–1878 годах Василий Поленов переезжает в Москву. Вскоре тут были написаны две изумительные его работы — «Московский дворик» и «Бабушкин сад». Поленов активно включился в работу знаменитого Абрамцевского кружка, где проявил себя как художник-декоратор и актер.

А в 1882 году, после двух несчастливых влюбленностей, он встретил свою судьбу — Наталью Васильевну Якунчикову. Боготворя Поленова, она посвятила свою жизнь служению таланту и идеям мужа.

Мечты сбываются!

В 1881 году началось строительство усадебного дома в Борке, что на Оке. Василий Поленов создавал его фактически как музей, но музей теплый, душевный, без косности. Этот дом, уютный внутри и игрушечный снаружи, быстро станет центром притяжения людей, неравнодушных к культуре. Усадьба потихоньку разрасталась: вскоре неподалеку возникли две построенные на деньги Поленова школы для деревенских детей. И помощь крестьянам он оказывал постоянную — чего стоит лишь диорама, устроенная им из собственных рисунков. Для не видевшего ничего крестьянства это было настоящее путешествие…

…Василий Дмитриевич Поленов после революции в отличие от многих страну не покинул. Еще в далеком 1926 году ему в числе первых в России присвоили звание народного художника России.

Поленова не стало 18 июля 1927 года, ему было 83 года. Его похоронили на высоком берегу красавицы-Оки в деревне Бехово, на деревенском кладбище. Кстати, церковь в этой деревне была построена по эскизу Мастера…

Вместо послесловия

В советские времена представление о творчестве Поленова у таких, как мы с вами, обывателей, вольно или невольно было сужено. Трудно сказать, можно ли назвать «ярлыками» отнесение художника к «представителям академического реализма», например. Ведь такого понятия не существовало во времена Поленова. Да и справедливое отнесение художника к «передвижникам» (да, именно Поленов и несколько других знаменитых живописцев организовали в свое время ставшее знаменитым новаторское движение «передвижных выставок». — «ВМ») в общественном сознании закрепило представление о нем как о «народном художнике», что, безусловно, почетно, но все же несколько если и не принижает, то ограничивает великий талант Поленова.

Годы прошли, но имя Василия Дмитриевича Поленова живо. Живо и здравствует и приветливое Поленово — чудесный уголок на Оке, до которого сегодня можно добраться машиной всего за пару часов езды. Побывайте там, это будет незабываемо.

МЕСТО ПРИТЯЖЕНИЯ

Мечтая поселиться на природе, Поленов приобрел в 1890 году имение Бехово в Тульской губернии. Поленову больше всего нравился высокий холм над Окой, носивший название Борок. Владела этой землей крестьянская община, которая не имела права продавать землю, поэтому был совершен обмен: 8 июня 1891 года Поленов получил во владение Борок, а крестьяне — вдвое больше пахотной земли. Там по проекту Поленова был построен дом с мастерскими для друзей-художников. Через 12 лет после смерти художника, в 1939 году, усадьба Борок была переименована в Музей В. Д. Поленова, и коллекции музея были переданы потомками Василия Дмитриевича государству.

ИНФОГРАФИКА

Рекомендации