Елизавета Нагаева с ноутбуком не расстается. Ирина Хлебникова, «Вечерняя Москва»

В школу — без телефона?

  • 24.09.2018

Министр просвещения РФ Ольга Васильева выступила в поддержку запрета гаджетов в школах, который, например, введен во Франции. А зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышев предложил запретить в школах пользоваться гаджетами дороже пяти тысяч рублей. Дескать, дорогая техника подчеркивает социальное неравенство в обществе детей, заставляя школьников из малообеспеченных семей чувствовать себя ущемленными. Нужно ли запрещать в школах дорогие гаджеты? А может быть, они вообще никому не нужны? Об этом спорят эксперты.


Запрет вернет традиции живого общения

ЗА

Константин Рязанцев, психолог, конфликтолог

Полностью поддерживаю ограничение на использование гаджетов. Дело в том, что мышление ребенка — симптоматическое.

Он склонен делать то, что приятно и доступно. Как только на уроке становится скучно, ребенок включает гаджет и уходит в виртуальный мир, где ему намного интереснее, чем в классе. Заставлять себя слушать, работать над собой он не будет, потому что к этому еще морально не готов. Вот и получается, что гаджеты снижают успеваемость.

А еще, что не менее печально, они ведут к снижению уровня социализации. Чем больше дети пользуются соцсетями и мессенджерами, тем меньше они общаются лично. А потом, уже во взрослой жизни, не могут найти себе ни друзей, ни спутника жизни. У них просто нет навыков.

Я не считаю, что в школу вообще не нужно пускать с телефоном, нет. Пусть телефон будет, но кнопочный. Тогда родители, особенно родители учеников младшей школы, смогут всегда знать, где находится ребенок, сообщить ему какую-то необходимую информацию. Но дорогие телефоны и прочие гаджеты способствуют расслоению коллектива. Разделяют его на бедных и богатых.

У нас в течение десятков лет была школьная форма. Она не только настраивала на учебу, но и не давала повода к эмоциональному сравнению — кто во что одет и сколько это стоит. Да, каждый ребенок — личность. Да, он хочет чем-то выделяться, хочет самоутвердиться — это нормально и правильно. Но утверждаться нужно знаниями, успешной учебой, а не достатком родителей.

Кстати, если гаджеты в школе запретить, то у родителей будет меньше поводов для конфликтов с детьми. Ведь многие родители уже сейчас пытаются ограничить использование смартфонов детьми, не дают их в школу, чтобы дети на уроках не отвлекались. Ребята недовольны, в результате возникают скандалы. В случае запрета гаджетов родители лишь разведут руками: «Таковы правила». В общем, запрет будет полезен.


Давайте учить эффективно использовать гаджеты

ПРОТИВ

Андрей Лукутин, Президент клуба «Учитель года» Москвы

Прекрасно понимаю министра Ольгу Васильеву.

К ней наверняка обратились педагоги, уставшие отбирать у детей телефоны.

Но у меня вопрос к самим педагогам: почему на ваших уроках дети не учатся, а «тусят» в соцсетях или переписываются в мессенджерах? Или ролики на «Ютубе» смотрят.

Может, им просто не интересно вас слушать? Но в этом виноваты, конечно, не они, а вы.

Задача педагога, я считаю, не только дать какие-то знания.

Их ученик и в интернете может получить — вы уже очень давно не уникальный их носитель. Задача педагога — научить ребенка уважительному отношению к ближнему, в том числе к учителю.

В нормальных школах и у нормальных учителей проблемы использования смартфонов просто не существует. Потому что ими пользуются или только на перемене, или на уроке, но для дела. Например, чтобы быстро найти необходимую информацию.

Мне кажется, что педагоги должны телефоны не отбирать, а учить максимально эффективно использовать в образовательном процессе. Как говорится, не можешь предотвратить — возглавь! Ведь информатизацию предотвратить невозможно, это волна, как ее остановишь? Многие педагоги и родители считают, что школа — это подготовка к жизни. Ничего подобного: школа — это сама жизнь. И если все — от дошкольников до пенсионеров — телефонами пользуются, то почему мы школьников должны телефонов лишать? Как получается, что на улице к парню подходит другой парень и отбирает телефон? Почему он его отдает? А потому что привык отдавать — учительница каждый день отбирает. Ну и кто в результате таких «педагогических опытов» вырастет? Мне кажется, что вместо того чтобы гаджеты «изымать», необходимо договориться о правилах их рационального использования. А потом следить за соблюдением этих правил.

Потому что смартфоны — уже часть реальности, и эту реальность невозможно ни отменить, ни запретить.


Мнения колумнистов могут не совпадать с точкой зрения редакции

Рекомендации