Навигационная цепочка

При любом обучении и любом школьном воспитании дети будут прежде всего перенимать опыт своих родителей. Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»
При любом обучении и любом школьном воспитании дети будут прежде всего перенимать опыт своих родителей. Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Депутат Госдумы Оксана Пушкина предложила проводить в школах специальные уроки на тему раннего материнства. А депутат Борис Чернышов — проводить для учеников старших классов уроки отцовства. Нужны ли подросткам подобные занятия?

ЗА

Уроки отцовства принесут пользу

Вадим Арустамов, лидер общественного движения «Мы – дети России»:

— Идея очень неглупая. Я вспоминаю советское время. Когда вы приходили в загс с заявлением о желании вступить в брак, вам давали три месяца на раздумья и подготовку, а еще с вами беседовал психолог. И он советовал, кстати, почитать литературу о браке. Например, книгу социолога и психолога Игоря Кона «Что нужно знать до брака и в браке». Игорь Семенович был наш советский Фрейд, который очень доступно объяснял многие вещи — в том числе о взаимоотношениях мужчины и женщины. Если для наших школьников напишут пособие о материнстве и отцовстве на столь же понятном языке, то польза от уроков, думаю, будет — и немалая. Особенно если учесть, что большинство московских детей сегодня живут в однодетных семьях. Ребята в своей повседневной жизни просто не видят маленьких детей, не понимают, как с ними можно общаться и обращаться. Вот им и подскажут.

При этом надо понимать, что при любом обучении и любом школьном воспитании дети будут прежде всего перенимать опыт своих родителей. И если ребенок живет в неполной семье, то, велика вероятность, его собственная семья тоже будет неполной — если она вообще когда-то будет. Поэтому задачу, я думаю, государство должно ставить значительно шире — как в принципе спасти институт семьи, который сейчас на наших глазах разваливается. Школьные уроки материнства и отцовства должны быть одним их пунктов масштабной программы.

ПРОТИВ

Полученные навыки быстро забудутся

Наталья Панфилова, семейный психолог:

— Интересно, а как в и без того сверхзагруженном графике наших старшеклассников найти свободные часы? И еще: кто же эти уроки будет вести? И чему именно учить? Если, например, уроки материнства и отцовства будет проводить учитель биологии (а кто еще?), то далеко не факт, что будет хоть малейшая польза. Потому что у многих учителей даже собственных детей нет. Как они могут учить быть хорошими матерями и отцами? Можно, конечно, пригласить медсестру из поликлиники — та точно и пеленать, и лечить умеет. Но сможет ли она интересно и доступно все объяснить? Подозреваю, что нет.

Если ввести уроки материнства и отцовства, то, думаю, они повторят уроки сексуальной грамотности, которые тоже пробовали проводить в школах. Это когда учитель сухим казенным языком пыталась донести что-то аудитории, а та либо скучала, либо хихикала. Или, например, взять уроки ОБЖ, которые остались и проводятся. Там, например, учат делать искусственное дыхание, останавливать кровотечение, транспортировать пострадавшего при переломе. И что, после этих уроков кто-то реально в стрессовой ситуации все это может повторить? Я сильно сомневаюсь. То же самое, думаю, будет и с уроками материнства-отцовства. Какие-то навыки, возможно, школьникам и дадут. Но без реального применения они забудутся. Особенно если учесть, что москвички рожают все позднее и уже ближе к 30 годам. Никто ничего просто не вспомнит.

Метки

Читайте также