ГБОУ г. Москвы Школа N 2065. На снимке преподаватель ОБЖ Виктор Бондюков. Владимир Смоляков "Вечерняя Москва"

В школах предложили отменить уроки ОБЖ

  • 19.03.2019

Депутат Мосгордумы Ольга Ярославская предложила отменить в школах уроки ОБЖ — Основы безопасности жизнедеятельности. По ее мнению, необходимые знания учащимся лучше давать в рамках других и самых разных предметов. С идеей можно поспорить.

ЗА

Уроки проводят для галочки

Ольга Ярославская, заместитель председателя комиссии Мосгордумы по образованию:

— На мой взгляд, основы безопасной жизнедеятельности как предмет не является базовым и должен собираться как конструктор. Если мы говорим о химзащите, то это относится к уроку химии, если о первой медицинской помощи — к биологии, если о начальной военной подготовке — к физкультуре.

Я уверена, что этот предмет должен быть растворен во всех других, он должен быть подсвечен и акцентирован именно как ОБЖ — и тогда не надо будет включать в обучение отдельную дисциплину. Ведь что происходит сегодня? Людей, которые могут вести основы безопасной жизнедеятельности, катастрофически не хватает. В итоге на ОБЖ ставят, как правило, бывшего военного, отставника. Или преподавателя географии либо любого другого предмета. Что мы получаем на выходе? А то, что уроки проводятся для галочки. И они никому не интересны — ни ученикам, ни даже самому преподавателю. То есть фактически время тратится впустую.

Школ, где уроки ОБЖ интересные, где их ведут настоящие энтузиасты и профессионалы, к сожалению, не так много. А ведь тема безопасности крайне важна! И разбираться в ней должны самые разные люди, из разных сфер деятельности. Более того — безопасность должна проходить красной нитью при преподавании любого предмета, где о ней в принципе может идти речь. Именно поэтому я и предлагаю преподавателям разных предметов уделять часть учебного времени безопасности в своей сфере.

 ПРОТИВ

Нужна культура безопасности

Эд Халилов, основатель школы выживания «Прорыв», инструктор по самообороне: 

— Отменять уроки ОБЖ ни в коем случае нельзя! Но их нужно видоизменить, сделав более современными, насыщенными информацией и полезными. Простой пример: ни в одном учебнике ОБЖ нет советов, как правильно делать селфи, чтобы при этом не свалиться с моста или крыши, не попасть под поезд. Нигде не сказано, как опасен руфинг, когда дети «покоряют» крыши небоскребов, или «зацепинг» — езда на крышах электричек. Почему? А потому что учебники еще старые, советские, новые реалии в них не учитываются.

На мой взгляд, ОБЖ должно стать одним из главных предметов в школе. Ведь ребенок может отлично знать математику, физику, литературу и вообще все что угодно, но если в результате незнания правил безопасности он стал инвалидом или вообще погиб, то кому нужны эти знания? Давайте равняться на Японию, где культура безопасности — на высочайшем уровне.

Там школьники очень хорошо знают, что такое чемоданчик безопасности, умеют быстро эвакуироваться из любых помещений, знают, как вести себя в ситуации любой природной или техногенной катастрофы. Москва — город в техническом смысле очень развитой. Плотное автомобильное движение, метро, электрички — опасностей очень много. А еще несколько раз в год случается шквалистый ветер, когда падают деревья и рекламные щиты. Травмируются люди. Ко всем этим опасностям школьники должны быть готовы.

Рекомендации