Фото: unsplash.com

Соцсети в школьной жизни

  • 9.10.2018

На родительских форумах развернулась бурная дискуссия: стоит ли ученикам и учителям общаться в социальных сетях? Ведь сегодня аккаунты есть практически у всех, ими активно пользуются. Через соцсети можно оперативно связаться и обсудить любой вопрос. Например, узнать домашнее задание, если ученик заболел. Учитель, в свою очередь, может напомнить о сроке сдачи проекта или предупредить о дате экскурсии в музей. Но не стирает ли такая схема общения грань между учеником и педагогом? И нужна ли эта грань? На эту тему спорят эксперты.


Это не армия, где есть столовая только для офицеров

Антон Молев, учитель истории, депутат Мосгордумы

ЗА

А в чем, собственно, проблема? Люди общались, общаются и будут общаться в соцсетях. В том числе учителя и ученики. Для этого нет никаких ни юридических, ни профессионально-этических, ни общечеловеческих препятствий.

Хотим мы этого или нет, но аккаунты есть практически у каждого. И практически в каждом классе и студенческой группе идет обсуждение заданий, обмен опытом. Это невозможно ни запретить, ни отменить, ни хоть как-то ограничить. И что мешает учителям быть участниками этого процесса? Да, формально они выше по статусу, но и школа, и социальные сети — это не армия, где есть столовая только для офицеров и солдатам там делать нечего. А если не армия, так давайте нормально, на равных и с уважением друг с другом общаться.

Можно, конечно, попытаться общение детей и педагогов в виртуальном пространстве как-то регламентировать, но я не вижу в этом никакого смысла. Тем более что скоро, я считаю, подобное общение в соцсетях вообще закончится. Потому что есть такой проект, как МЭШ, — «Московская электронная школа». Благодаря ему внешкольное взаимодействие между учителями, учениками и их родителями скоро перейдет на совсем другую платформу. Ведь эта платформа подобное общение как раз и предусматривает. Оно необходимо: учителям, ученикам и родителям всегда есть что обсудить.

Конечно, уровень пользовательского удобства здесь пока ниже, чем в соцсетях. Это логично, поскольку соцсети существуют много лет и ресурсов сюда вкладывается несопоставимо больше. Это большой серьезный бизнес.

Но «Московская электронная школа», я уверен, будет развиваться, и общаться на другой, скажем так, профессиональной платформе скоро станет значительно удобнее. Можно будет точно так же зайти в интернет со смартфона и обсудить с учителем все, что нужно.

А пока давайте относиться к общению в соцсетях проще. Ничего страшного в нем нет.


Для эффективности обучения и воспитания нужна дистанция

Наталья Панфилова, психолог

ПРОТИВ

Современные средства связи — это очень удобно, и их, конечно, нужно использовать. Но решение, как именно, должна принимать администрация школы. Ну, скажем, почему бы не создать специальную группу из педагога и учеников в WhatsApp? Но общаться через соцсети — это совсем другое дело.

Во-первых, педагогу нужно иметь в соцсетях только закрытый профиль. То есть открытый не для всех. Да, педагог тоже человек.

Но когда он выкладывает фото с вечеринок или себя в купальном костюме, а все это видят ученики, то грань между педагогом и школьником становится зыбкой. Теряется учительский авторитет. А он нужен, чтобы учителя уважали и слушали.

Во-вторых, с учениками не стоит через соцсети общаться, потому что в этом случае ты ставишь себя с ними на одну доску. Происходит стирание социальных границ. Ребенок начинает понимать — он, учитель, такой же, как я. У него страничка, и у меня страничка, мы на равных. И чему он может меня научить? Почему я должен его слушать и слушаться? Пусть он тоже меня слушает! Хотим мы этого или нет, но у учителей для эффективности учебного и воспитательного процесса должна быть своя, не доступная для учеников территория. Вот есть же у них учительская. И ученики не заходят туда как к себе домой, это не принято. Страничка в соцсети должна стать такой же территорией — вход только для людей своего круга. А когда ученик зовет учителя в друзья и тот соглашается, это, на мой взгляд, совершенно неприемлемо, и администрация школы должна подобную практику запретить.

Скажу больше — и туалет в школе для учителей должен быть отдельный. Учитель и ученик — это две разные соци альные группы, учитель всегда выше, учитель — отдельно. А если он рядом с тобой справляет свои естественные надобности или ты видишь в соцсети его фотографию за столом с рюмкой, то о каком пиетете речь? А он нужен.

* Мнения колумнистов могут не совпадать с точкой зрения редакции

Рекомендации