Вручение красных дипломов выпускникам Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

Ректор МГУ негативно отнесся к решению SuperJob отказаться от графы «образование» в вакансии

  • 12.02.2019

Ректор МГУ Виктор Садовничий крайне негативно отнесся к решению крупнейшего портала по поиску работы SuperJob отказаться от графы «образование» в вакансии. Он отметил, что богатый опыт работы не заменит качественное фундаментальное образование.

ЗА

Диплом известного вуза станет козырем

Марат Яфизов, директор Департамента прямого поиска компании «Империя кадров»:

— Согласен с Виктором Садовничим. Сегодня на рынке труда диплом престижного вуза для выпускника — единственный козырь перед работодателем. Диплом и стажировки во время учебы. Пример: молодой человек хочет устроиться в Москве юристом. У него диплом Университета имени Кутафина (МГЮА) — лучшего, на мой взгляд, юридического вуза страны. А вот у второго диплом какого-нибудь юрфака провинциального вуза. Кого скорее примут на работу при прочих равных данных? Ответ, по-моему, очевиден. Есть специальности, где образование имеет принципиальнейшее значение. Вот, например, я недавно искал специалиста по строительству нефтегазовых объектов. Работодатель поставил условие: только профильное образование.

Подбирая кандидатов, я видел — есть опытнейшие, с 15-летним стажем, профессионалы. Да, у них нет профильного образования, но огромный опыт, согласитесь, вполне способен его заменить. И что же? Всех таких кандидатов работодатель отверг. И подобных историй немало. Примерно 60 процентов компаний интересуются не только опытом работы, но и тем, какой диплом у соискателя. Больше того: есть, например, фирмы, которые берут на работу исключительно выпускников отдельных факультетов Высшей школы экономики. И в 22–25 лет назначают им зарплату от 200 тысяч рублей и выше. Так что образование для работодателя пусть и не всегда, но значение имеет.

ПРОТИВ 

Сегодня нужнее конкретные навыки 

Игорь Кузнецов, кандидат социологических наук:

— В советское время, когда практически в любом вузе давали хорошее базовое образование, диплом имел значение. Три года студенты больше сосредотачивались на теории, а два года был специалитет — учили конкретным навыкам конкретной профессии. А сейчас в высшем образовании действует так называемая Болонская система: четыре года бакалавриата и два магистратуры. И вот тут начинается самое забавное. Бакалавр — тоже специалист с высшим образованием. И тоже может трудоустраиваться. Но что он умеет? Да практически ничего. А в магистратуру сегодня можно поступить, отучившись четыре года вообще по другой специальности!

Ты можешь, например, окончить инженерный факультет, но потом в магистратуре два года учиться на психолога. И по диплому будешь психолог! И как преподаватель вуза скажу: такие казусы случаются сплошь и рядом. Так стоит ли удивляться, что работодатели уже не обращают внимания на диплом, потому что он не гарантирует ни глубоких знаний, ни уж тем более умений. А в отделах кадров задают главным образом один вопрос: что конкретно ты умеешь делать. И это справедливо, потому что знания должны быть конвертированы в навыки, иначе цена им невелика. Сегодня диплом, по большому счету, из «путевки в жизнь» превратился в предмет для украшения интерьера. Можно повесить и долго гордиться. Но для успешного трудоустройства нужны реальные навыки.

Рекомендации