«Вечерняя Москва»

Обязательно ли быть профессиональным историком, чтобы преподавать в школе

  • 26.09.2019

Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева озвучила мнение, что преподавать школьникам историю могут те, кто страстно увлечен этой темой и способен о ней хорошо рассказать. И для этого вовсе не обязательно быть профессиональным историком. Готовы ли мы поменять ученых на «популяризаторов» предмета? Отвечают наши эксперты.

ЗА

Харизма учителя важнее педагогического образования

Филипп Смирнов, историк, главный редактор журнала «Московское Наследие»: 

— Зайду немного издалека. Николай Карамзин, который составил «Историю государства Российского», не обладал соответствующим образованием. И это никак не помешало ему составить одну из весомейших на данный момент книг, посвященных истории нашего государства. Да, можно его обвинить в идеологическом перекосе, обнаружить следы недостаточной рефлексии. Однако вот уже более 200 лет его труд считается наиболее фундированным с точки зрения интерпретации хроники нашего Отечества. Меня довольно часто представляют как историка Москвы, но по образованию я филолог-компаративист. Да, я окончил историко-филологический факультет, и этот предмет нам преподавали более объемно, нежели обычным филологам. Тем не менее все, что меня вовлекало в краеведение и историю, основывалось только на моем личном желании. Никаких дополнительных курсов я не брал и не получал дополнительных дипломов. И это все равно дает мне возможность рассказывать об исторических событиях и фактах без адресации к образованию. Есть же поговорка прекрасная: «Встречают не по паспорту, а по лицу».

Форма, конечно, прекрасна, но можно окончить десять раз МПГУ, получить степень, а потом прийти к детям и совершенно не суметь их заинтересовать в предмете. Харизма учителя значит гораздо больше, нежели его диплом или учебное заведение, из которого он вышел.

Тем более сегодня в преподавании педагог всегда зарегламентирован самыми разными методическими указаниями. Этого, в принципе, более чем достаточно для того, чтобы подготовиться к лекциям и урокам в адекватной форме.

Да, я возражал бы, если в профильном вузе, направленном на подготовку специалистов, среди преподавателей превалировали бы те, кто не получил систематического исторического образования. Но в то же время все прорывы последнего времени осуществлялись в междисциплинарном взаимодействии.

ПРОТИВ

Преподавание — не просто красивый рассказ

Андрей Лукутин, старший методист Городского методического центра «ГМЦ»:

— Человек без исторического образования не может преподавать детям историю. Это то же самое, как если бы любителя препарировать лягушек допустили бы к хирургическому столу с реальными пациентами. Или обыкновенному фанату сварки доверили сложные железобетонные конструкции. Пироги все-таки должен делать кондитер, а сапоги — сапожник.

Да, есть заявление, имеется соответствующее мнение, все хорошо. Но преподавание истории — это не то же самое, что и рассказ о ней. Те же беседы Эдварда Радзинского — замечательная вещь, но к обучению не имеет никакого отношения.

Работа в школе не подразумевает рассказ о том или ином историческом событии, преподаватель должен заниматься обучением детей. А чтобы этим заниматься, нужно быть педагогом, имея соответствующее образование. Нужно обладать методикой преподавания гуманитарного предмета.

Я могу с 5-го по 11-й класс заходить к детям, сажать их за парты и очень красиво рассказывать об истории. Это очень здорово. Но для того чтобы дети обучались, необходимы совершенно другие компетенции.

А после этого заявления, да, люди посмеялись, сказали, что классная идея. Но почему педагоги, которые преподают физику или химию, не могут преподавать математику? Они могут очень любить ее, регулярно решать всякие уравнения, а на стене держать портрет Перельмана. Но только это не делает их преподавателями математики. На мой взгляд, это совершенно не дискуссионный вопрос. Говорить о том, что человек может войти в класс и о чем-то интересно рассказать — да, это еще можно обсудить.

Это может быть родитель или кто-то еще. Но если наш министр просвещения говорит о просвещении, а не об образовании, что необходимо разделять, тогда вопрос меняется. Но для того чтобы профессионально заниматься обучением, нужно знать, как преподавать, а не просто уметь красиво рассказывать.

Рекомендации