Нужны ли уроки «Основы религиозных культур и светской этики» в старших классах

  • 2.04.2019

Эксперты Министерства просвещения РФ и представители традиционных религий России обсуждают: нужны ли уроки «Основы религиозных культур и светской этики» в старших классах? Родители, со своей стороны, тоже в сомнениях.


ЗА

Правильная картина мира спасет от бед

Филипп Ильяшенко, православный священник, кандидат исторических наук:

— Уроки «Основы религиозных культур и светской этики», разумеется, необходимы. Благодаря им молодой человек может составить свое представление о разных религиозных традициях, понять, какая ему ближе. Ведь рано или поздно, я думаю, он все равно задумается о Боге. Так лучше рано, чем поздно — можно избежать многих ошибок.

Вообще после событий в Новой Зеландии говорить о ненужности этих уроков даже как-то странно. 28-летний Брентон Таррант расстрелял прямо в мечети молящихся мусульман. Общее число убитых и раненых — свыше 100 человек. Почему человек совершил этот ужас? А потому, что в его голову, к сожалению, никто не вложил правильных представлений в том числе о христианстве и об исламе. Он сам что-то себе придумал, сам выстроил картину мира, в которой невиновные люди оказались почему-то виноваты.

Вот поэтому детям и нужно еще с ранних лет, да и в старших классах тоже объяснять некоторые важные вещи. Формировать правильную картину мира, в которой не может быть вот таких страшных несоответствий. Конечно, этим должны заниматься и родители тоже. Но религиозная культура, да и светская этика — это не умение писать и считать. Это значительно сложнее. Не все родители могут в понятных терминах донести идеи. А еще не у всех на это может быть время, не у всех — желание. А интернет, в котором живет подросток, между тем подбрасывает совсем другие мысли.

ПРОТИВ

Непонятные уроки вызывают вопросы

Кирилл Разлогов, культуролог:

— В нынешнюю систему образования уроки религиозной культуры и светской этики не вписываются совершенно.  Они, как ни странно, были бы хороши во времена Советского Союза. Главной целью той модели образования было получение учениками фундаментальных знаний об устройстве мира.

Всем знаниям давалась некая философско-теоретическая основа, чтобы было на чем строить объяснение учения Карла Маркса. Но впоследствии мы взяли на вооружение другую систему обучения.

Это значит, что образование стало подготовкой к практической жизни. А если конкретно, то мы учимся не для того, чтобы стать образованными, а чтобы успешно сдать ЕГЭ. То есть все стало очень конкретно и практично. И поэтому когда вводится урок религиозной культуры и светской этики, да еще и в старших классах — самое время для подготовки к экзаменам, то ничего, кроме недоумения и раздражения, это вызвать не может.

И ученики, и родители просто не понимают, зачем им все это. Чтобы что? Для сдачи ЕГЭ эти знания не нужны, а место в голове занимают. Да и время, которое можно потратить более рационально. Плюс, не будем забывать, у нас и преподавателей-то нормальных по этому предмету просто нет. Кто способен донести до подростка материал интересно и адекватно, ничего не перепутав и не переврав? Таких специалистов крайне мало. Вот и получается, что урок какой-то и непонятный, и ненужный.

Рекомендации