Международный день школьных библиотек отметили 22 октября в столичных общеобразовательных учреждениях. В социальных сетях между представителями образования и родительским сообществом разгорелся спор, нужны ли сегодня библиотеки в стенах школ. Одни утверждают, что все необходимые знания можно найти в интернете, так как и общие тенденции переводят учеников в онлайн. Другие отстаивают значимость библиотек как островков культуры и самодеятельности.


Школьные библиотеки стали центром сохранения культуры

Евгений Ямбург, директор школы № 109

ЗА

Библиотеки сегодня приобретают все больше значения в области культурного просвещения детей. Это уже не простое хранилище для книг, как о них думают люди, далекие от образовательного процесса. В библиотеках теперь проходят всевозможные мероприятия: квесты, конкурсы, встречи с интересными личностями. Школы приезжают друг к другу, организовывают выставки, олимпиады и другие развлечения.

Если же посмотреть на библиотеку в привычном аспекте, как на хранилище книг, тут она тоже несет свою образовательную функцию.

Хотя сегодня очень большой курс задан на обучение в онлайн-формате, все больше входят в жизнь гаджеты. Интернет, конечно же, быстрее дает ответы на вопросы, но информация в сети не систематизированная, разрозненная, ребенку самостоятельно бывает довольно сложно разобраться: он нашел правильный ответ для задания или не стоит доверять источнику. С книгами такой проблемы нет. Да, поиск нужной информации в печатном виде хлопотнее, но зато можно доверять автору. Кроме того, любовь к книге — важная составляющая жизни каждого человека.

Если мы учим детей трепетно и ответственно относиться к каждому печатному слову, это помогает вырастить ответственных людей. Да и исследования и социальные опросы уже доказали, что никакие смартфоны, электронные устройства для чтения книг, планшеты и компьютеры не заменяют полноценно печатный том. Все равно люди любят держать в руках настоящую книгу, и эта тенденция не может не радовать.

Поэтому, подводя итог, можно сказать, что современные школьные библиотеки шагают в ногу со временем. Они предлагают детям знания в игровом интерактивном формате. Для современных школьников такая подача очень актуальна. Дети изменились, но и библиотеки не стоят на месте. Они помогают учителям сохранять культуру, чистоту языка, воспитывая в детях доброту, честность и развивая творчество.


Мероприятия не должны проходить среди книжных полок

Светлана Яшукова, член родительского комитета

ПРОТИВ

Не совсем понимаю, зачем в школе сейчас держать библиотеки. Учебники детям оттуда выдают раз в год, только для этого библиотека не нужна. Книги все предпочитают брать в городских библиотеках. В Москве их множество, так что найти нужный томик не составляет большого труда.

Старшеклассники и вовсе пользуются интернетом. Там сейчас можно скачать практически любое произведение и не тратить времени на поход в читальный зал. Кроме того, хранить в школе большое скопление книг опасно. Может возникнуть пожар.

Еще, как у родителя, у меня вызывают большой вопрос санитарные нормы. Бумага отлично впитывает пыль. У книг, как и у продуктов, есть срок годности. Часто ли обновляются в школьных библиотеках хранилища? Многие привезли еще в советские времена. Современных авторов там мало, а именно они вызывают у наших детей наибольший интерес. Ребята любят фантастику.

То, что в библиотеках проводят культурные мероприятия, ни о чем не говорит. В школе достаточно места для организации выставок, концертов и встреч. Для этих целей прекрасно подходит актовый зал и другие помещения. И даже лучше, чтобы мероприятия проходили в просторных помещениях, а не среди полок, где не развернуться.

Само наличие библиотеки как таковой мало влияет на привитие школьнику любви к книге. Спросите своего ребенка, как часто он заходит в школьную читальню. Не думаю, что это случается чаще одного-двух раз в год, и то из-под палки обычно.

Так что я считаю — если книги распределить по классам, а помещения библиотек отдать под другие нужды школы, хуже точно не станет. Те ребята, которым нравится читать, ущемленными себя не почувствуют. Привить любовь к книге можно и на уроках. Кроме того, этим должны заниматься сами родители дома. Если в семье не принято читать и ребенок не разу не видел маму или папу с томиком в руках, то как ему объяснить, что книги — это важно?

* Мнения колумнистов могут не совпадать с точкой зрения редакции