Фото: архив, «Вечерняя Москва»

Нужны ли нам домашние задания?

  • 3.09.2018

Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов предложил отменить в российских школах домашние задания. «Во всем мире в школах уходят от домашнего задания, и ничего страшного в этом нет. Домашнее задание — это ненужная сегодня вещь. Мы и так заставляем детей все время находиться в школе или на каких-то занятиях», — заявил Чернышов. А что думают по этому поводу участники образовательного процесса и врачи? Стоит ли отменять «домашку»? Не приведет ли это к снижению успеваемости?


Слишком высокие нагрузки калечат наших детей

Андрей Смоленский, доктор медицинских наук

ЗА

Очень, на мой взгляд, правильное предложение.

И опыт других стран это подтверждает. В Германии, например, домашние задания запрещены во всех классах начальной школы. Потому что у детей в раннем возрасте двигательная активность превалирует над умственной. И если родители заставляют ребенка дома заниматься, он может пожаловаться на них в школе, и к родителям придут чиновники с проверкой: почему вы нарушаете права личности? При этом Германия, заметьте, развитая страна. Потому что ребенок там — личность, а не пыльный мешок для ненужных знаний.

Что у нас в школе преподают? То историю мировых религий, то еще что-нибудь в этом же духе. Почему бы обо всем этом не почитать во взрослом возрасте, если, конечно, интересно будет? А у нас дети сидят дома после уроков и зубрят.

Ученики в школе перегружены. Во втором классе — шесть уроков, а потом три часа сиди дома, делай уроки. Неудивительно, что, согласно официальным данным Минздрава, к 11-му классу в школе практически не остается здоровых детей. Сколиоз, ожирение, близорукость — самые распространенные диагнозы.

А все почему? Слишком высокие учебные нагрузки. Никто не спорит, что стране нужны умные люди и в старших классах занятий должно быть больше. Но ум без здоровья мало что значит. Вы просто не сможете сделать карьеру и реализовать свои знания, если превратились в скопище хронических заболеваний.

Нашу систему образования нужно менять, делая упор не на вдалбливании никому не нужных знаний, а на формировании здорового самостоятельного человека.

Пусть вместо домашних заданий, которые большинство детей буквально ненавидит, будет, например, по четыре урока физкультуры в неделю.

Только не таких, как сейчас — все построились и строем, как в армии, бегаем, а веселых, игровых. Чтобы дети радовались, бесились, чтобы энергию выбрасывали.

А не горбились над учебниками до ночи, как это происходит сейчас.


Физику и русский язык без домашки выучить нереально

Антон Молев, учитель истории, депутат Мосгордумы

ПРОТИВ

Не знаю ни одной страны, где бы в школах вообще отменили домашнее задание. Это спекуляция. Речь, скорее, идет о перераспределении учебной нагрузки: как можно больше делаем в стенах учебного заведения, чтобы как можно меньше делать дома.

К тому же есть ряд предметов, освоить которые, не выполняя домашнее задание, просто нереально. Это, в частности, русский и иностранный языки, физика, алгебра и несколько других.

Сегодня, мне кажется, речь нужно вести не об отмене домашнего задания — это популизм, — а о проблеме перегрузок в школе. Вот это по-настоящему серьезный вопрос.

Как учитель скажу, что объем информации, предлагаемый для усвоения в школе, не растет. Он по большому счету неизменен. Но многие дети проводят дома за учебниками все больше и больше времени.

Возможно, дело в том, что ктото не очень внимателен на уроках. Или дело в преподавателе, который перекладывает свою работу на плечи ученика, его родителей и репетиторов. Проще говоря, сам предмет донести не может, поэтому много задает на дом. Но надо понимать: есть официально утвержденные нормативы, сколько времени ученики разных классов должны тратить на выполнение домашнего задания. Если вы видите, что ваш ребенок тратит его значительно больше, — идите к конкретному предметнику, который много задает. Не помогает — к классному руководителю, завучу, директору школы. Они обязаны разобраться, почему это вдруг случился такой перегруз. Может быть, дело в самом ученике, склонном к перфекционизму, а может, действительно, виноват недорабатывающий преподаватель.

Главная задача школы — гармоничное развитие личности ребенка, а не перегруз его психики, который никому и никогда не идет на пользу. Поэтому давайте вести речь не об отмене домашнего задания — это просто нереально, если поставлена задача освоить, скажем, физику, — а о нормализации учебной нагрузки.

* Мнения колумнистов могут не совпадать с точкой зрения редакции

Рекомендации