Учебный год только начался, а на родительских форумах уже развернулась горячая дискуссия: нужно ли в школах трудовое воспитание? Почему учеников заставляют мыть в классах полы? Почему принуждают дежурить по школе? Ведь дети ходят учиться, а не заниматься совершенно посторонними вещами. Сторонники трудового воспитания, в свою очередь, говорят о формировании элементарной самостоятельности и простейших трудовых навыков, которых у многих детей нет. А что считают эксперты? Они тоже имеют разные точки зрения.


Мыть пол и дежурить должен уметь каждый ученик

Ольга Полякова, почетный работник общего образования РФ

ЗА

Эта дискуссия родилась не на пустом месте. И в России в целом, и в Москве в частности произошло серьезное расслоение семей. В одну школу могут ходить и богатые, и бедные. У кого-то ребенок с детства умеет мыть пол, а комуто это и в голову не придет, потому что у родителей есть приходящие помощники.

При этом, я считаю, уметь мыть пол ребенку все-таки нужно. Это элементарный навык наведения порядка в окружающем тебя пространстве.

В жизни, мне кажется, он всем может пригодиться. Другое дело, что должна быть предварительная и как-то официально закрепленная договоренность родителей и учеников — что да, дети могут мыть пол.

И еще обязательно должна формироваться культура труда. Придите в любую московскую поликлинику, любую больницу — вы не увидите старых деревянных швабр и грязных тряпок из мешковины. У любой санитарки очень приличные орудия труда, которые не стыдно взять в руки.

Вот и в школе должно быть что-то похожее. Иначе действительно мытье полов будет восприниматься как унижение ребенка.

Что касается дежурства по школе, то и оно необходимо. Помогает, например, сформировать чувство ответственности. Представьте пятиклассника. Только что он был учеником младшей школы и вдруг — дежурный! Ребенок сразу чувствует себя взрослее и увереннее. А это важно для самоутверждения.

Не менее важно и как именно проходит дежурство. Если старшеклассников заставляют ловить на переменах малышей и останавливать их, чтобы не бегали — а так часто и бывает, — это неправильно. Потому что дети в определенном возрасте не могут не бегать! А старшеклассников нужно учить проводить с детьми физкультминутки или устраивать какие-то танцы и другие динамические паузы. Вот это будет весьма полезный коммуникативный, организационный и педагогический навык, который тоже пригодится в жизни.

В общем, главное — подойти с умом.


Воспитанием пусть занимаются родители, а не школа

Руслан Ткаченко, председатель Московского Городского Родительского Комитета

ПРОТИВ

Сам термин «трудовое воспитание» появился еще в советской школе. Родители, по идее, должны были заниматься семейным воспитанием, а школа — воспитанием члена общества, советского человека.

А советский человек, понятно, ради общественного блага мог поработать и бесплатно. Но времена изменились. Даже на законодательном уровне функция воспитания со школы снята, осталась только образовательная. А воспитывать, согласно Конституции и Семейному кодексу, должны исключительно родители.

Есть и еще один законодательный момент — прямой запрет на трудовую и всякую иную эксплуатацию детей. Поэтому с чисто юридической точки зрения заставлять ребенка мыть в школе пол — незаконно. Многим учителям, конечно, этот простой факт трудно принять. Педагогу нелегко понять, что для учеников и родителей он уже не царь и бог, а человек, который оказывает образовательные услуги.

Именно образовательные, а вовсе не воспитательные. Теперь воспитание — не его поле. Во всяком случае, юридически. Хорошо это или плохо? Скорее, плохо. Хотя бы потому, что образование и воспитание очень тесно связаны.

А значит, нужен федеральный закон «О воспитании», который бы оговаривал, кто именно и в каких пределах должен заниматься воспитанием наших детей. Потому что сейчас их воспитывают в основном соцсети, телесериалы и сверстники.

Кстати, федеральный закон «О воспитании» сейчас создается в недрах Госдумы. Потому что этот закон реально очень нужен. Но в нынешних российских реалиях заставлять ребенка мыть в школе пол — это, по меньшей мере, странно. Времена Советского Союза прошли, но воспитывать детей какими-то другими, несоветскими, методами большинство учителей, к сожалению, не умеет. Поэтому, повторю, нужен и новый закон, и новые методы воспитания. Армейская муштра для школы, как мне кажется, не подходит.

* Мнения колумнистов могут не совпадать с точкой зрения редакции