Андрей Эрштрем, "Вечерняя Москва"

Нужно ли увеличивать количество опытов и экспериментов на уроках физики

  • 7.10.2019

Бывший министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов предложил увеличить количество опытов и экспериментов, проводимых в рамках школьных уроков физики. По его мнению, это необходимо для повышения у детей мотивации к изучению этого предмета. Надо ли учителям физики прилагать больше усилий, чтобы развлечь своих подопечных? Отвечают эксперты.

МНЕНИЕ «ЗА»

Детям нужно больше практического опыта

Евгений Ямбург, заслуженный учитель российской федерации, доктор педагогических наук:

— По моему мнению, Дмитрий Ливанов абсолютно прав. Однако следует сделать одну небольшую поправку. Не нужно всех загонять в колонны по четыре.

Сегодня существует профильное образование, в рамках которого есть медицинские, физико-математические, экономические, лингвистические и другие специализированные классы. И это учитывается даже при приеме Единого государственного экзамена, ведь если вы идете на математический или физико-технический факультет, надо сдавать профильную математику. А если на филологический — спросят базовую. И эта дифференциация стала реальностью. Но есть и вторая сторона. Я, когда читаю некоторые социологические исследования, ужасаюсь. Почти половина населения уверена, что Солнце вращается вокруг Земли. У меня знакомый академик как-то пошел в музей с внуком, и там женщина достала телефон и попросила сфотографировать ее с сыном «на фоне этой штуки». Он не выдержал и взревел, что это не штука, а маятник Фуко. И это 35-летняя женщина.

Это два плеча коромысла, которые надо держать в равновесии. С одной стороны, удовлетворять потребности продвинутых детей, а с другой — не давать скатываться к средневековым представлениям тех, кто в свое время выбрал гуманитарные направления. И повышение интереса детей к урокам с помощью наглядных и интересных экспериментов в этом, несомненно, может помочь. Можно посмотреть на «Субботы московского школьника».

Высшие учебные заведения, особенно те, где изучаются естественные науки, открыли свои лаборатории, где дети с огромным удовольствием занимаются, видя перед собой не обычную физику, которую сейчас дают на уроках и которая им кажется скучной, а перспективную ее часть и практическую, которую можно пощупать своими руками. Вот в этом направлении нашему нынешнему образованию и необходимо двигаться. Поэтому Дмитрий Ливанов полностью прав, выдвигая такие идеи.

МНЕНИЕ «ПРОТИВ»

Учитель не должен быть фокусником с образованием

Антон Датсук, преподаватель физики:

— Откровенно говоря, я не уверен, что предложение Дмитрия Викторовича имеет под собой серьезное основание. В первую очередь хотелось бы отметить, что не очень ясно, каким образом планируется увеличивать количество опытов и экспериментов на уроках. Будут ли на это выделены дополнительные часы в расписании или же преподавателям придется ужимать их в уже имеющееся время? Кроме этого, я не уверен, что предложенный Дмитрием Ливановым путь верен. Конечно, мотивировать детей можно и нужно, но с таким подходом есть риск, что мы слишком увлечемся, «развлекая» детей динамо-машинами, шарами Паскаля и плавающими свечами. Физика — серьезный предмет, для изучения которого недостаточно одних экспериментов. Более того, нельзя быть уверенным в том, что это хоть как-то повлияет на желание школьника изучать данный предмет. Современные дети активно пользуются интернетом, где находят самые удивительные вещи, и удивить их вращающейся над свечой спиралью из бумаги будет не то что сложно — практически невозможно.

И это точно не придаст никому мотивации. А вот превратить таким образом учителя в некое подобие фокусника, выступающего перед детской аудиторией с трюками, имеющими отношение к физике, вполне реально.

Наконец я считаю, что текущего курса вполне достаточного для того, чтобы эффективно учить детей. Разумеется, в нем не все идеально, но никаких радикальных изменений, подобных тем, что предлагает Дмитрий Викторович, он не требует. Им занимались профессионалы, которые уже не первый год имеют дело со школьниками и понимают, что принесет им большую пользу. Ну и тем более никто не мешает самим учителям проводить на уроках больше экспериментов, если это не идет вразрез со школьной программой. А мотивировать ребят надо не столько к физике, а вообще к учебе, с этим у молодого поколения сегодня наблюдается большая проблема.

Мнения колумнистов могут не совпадать с точкой зрения редакции.

Рекомендации