Андрей Никеричев / АГН «Москва»

Нужно ли отменять экзамены в школах

  • 17.09.2019

Экзамены в школе надо срочно отменить. С таким предложением выступил глава Сбербанка Герман Греф. По словам банкира, из школы дети уже выходят «инвалидами», так как настолько привыкают к системе оценивания, что в дальнейшей жизни при ее отсутствии расслабляются и не готовы что-либо делать. Нужно ли отменять экзамены? На этот вопрос отвечают эксперты.

ЗА

Умение работать в команде важнее оценок

Наталья Панфилова, семейный психолог

— Нынешняя система оценивания превращает жизнь ребенка в какой-то непрерывный ад. Дело в том, что многие родители требуют пятерок. «Ты сделал уроки?» «Какие сегодня оценки?» «Что по контрольной получил?» Эти вопросы современный московский школьник слышит постоянно. Чтобы родители были довольны результатами его учебы (а результаты — следствие непрерывного оценивания), он учится по восемь часов в сутки, а то и больше. Ребенок хочет погулять, поиграть в футбол, в «стрелялку» на компьютере, просто потупить, но ему необходимо постоянно выдавать какой-то результат. В итоге многие вырастают невротиками и уже в 20 лет нуждаются в помощи психолога.

Отдельная история — ЕГЭ. Я считаю, что это не экзамены. Скорее умение дать правильный ответ — чаще всего вследствие натаскивания на сдачу конкретного предмета. Знания на ЕГЭ не очень-то нужны. Зато этот экзамен — огромный стресс для ребенка.

Проходим через рамку, кругом видеокамеры, учителя незнакомые. В итоге бывают случаи, когда дети на экзаменах даже умирают. В этом году, например, погибла школьница в Чебоксарах.

Да, какая-то система оценивания необходима. Иначе как понять уровень знаний школьника. Но эта система, я думаю, должна стать значительно более мягкой. Не экзамены в их нынешнем виде, а некий ряд тестирований.

А еще, я считаю, нужно делать упор не на загрузку информации в черепную коробку, а на развитие личности школьника. В школе, где я училась, например, часто проходили общественные мероприятия, публичные выступления и дискуссии, разного рода фестивали.

И это правильно. Потому что жизненный успех часто приходит не к тем, кто много знает, а к тем, кто может договариваться с людьми, дружить, создавать команду. А ничему этому, как правило, школы не учат. Они лишь «поставляют» информацию, а потом в ходе экзаменов выясняют, кто и как запомнил. Странный подход.

ПРОТИВ   

Единый госэкзамен помогает добиться успеха  

Илья Новокрещенов, директор школы «Покровский квартал»:

— Что такое экзамены — это часть системы оценивания. Общество так устроено, что оценки мы будем получать всегда. Мальчики оценивают девочек. Девочки — мальчиков. Работодатель оценивает сотрудника — перечислять можно долго. Оценка — это очень хорошо. Человек начинает понимать, правильно ли он что-то делает. И если оценка плохая, то, наверное, свое поведение следует изменить.

Сегодня многие нападают на ЕГЭ. А я считаю, что Единый госэкзамен необходим. Он дает шанс ребенку из какой угодно провинции поступить в ведущий вуз страны. ЕГЭ — это своего рода социальный лифт, и он, я уверен, пока должен сохраняться. Хотя этот экзамен и связан с большим психологическим риском — и для детей, и для родителей.

Другой вопрос, что образование развивается. В Москве, например, создается система независимой диагностики. Также, я думаю, постепенно будет внедрена так называемая цифровая образовательная биография. Что это значит? Результаты учебы, общественной жизни, участия в спортивных соревнованиях будут учитываться и сохраняться.

Чем хороша эта система? Тем, что все со временем можно исправить: и плохую успеваемость, и инертное поведение в социуме, и даже плохую спортивную форму. Со временем, я думаю, учеников будут оценивать по результатам цифровой образовательной биографии. Я не исключаю, что и сами экзамены исчезнут. Зато, повторю, никуда не денется сама система оценки.

Иначе становится совершенно непонятно, правильно я что-то делаю или нет. Думаю, что до отмены экзаменов еще довольно далеко.

Должны поменяться не только технологии — причем не только в Москве, но и по всей России. Должен, наверное, измениться менталитет. Ведь пока жизненные принципы многих людей — как в песне: «От сессии до сессии живут студенты весело». В смысле не учатся. Правильно ли это?

Рекомендации