Навигационная цепочка

Школа N 2065. Владимир Смоляков, «Вечерняя Москва»
Школа N 2065. Владимир Смоляков, «Вечерняя Москва»

Председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев предложил ввести в школах и вузах новый предмет — «антикоррупционное право». «Чтобы у молодежи начинало возникать антикоррупционное правосознание, неприятие коррупции. Чтобы само упоминание о коррупции, о некоем стимулировании уже вызывало отторжение», — заявил Василий Пискарев. Нужен ли в школах такой предмет или хватит уже существующих? Об этом спорят наши эксперты.


Молодежь должна изменить отношение к воровству

Кирилл Кабанов, председатель национального антикоррупционного комитета

ЗА

Идея отличная, и она, кстати, уже реализуется. В Министерстве образования сейчас дорабатывается проект пособия для учителей обществознания, чтобы они в рамках своего курса рассказали о том, что такое коррупция. Очень многие подростки до сих пор этого не знают. И о том, как у нас в стране с ней борются.

Зачем это нужно? А затем, что еще в 1990-е в России произошел страшный процесс — криминализация сознания. На него наложился потребительский бум. И сейчас во многих головах есть установка, что жизненный успех целиком зависит от материальных благ. А материальные блага, в свою очередь, можно зарабатывать любым путем.

Вот учитель на уроках по борьбе с коррупцией и должен попытаться эту установку поменять. Он должен объяснить, что чиновник, берущий взятки и покупающий на них квартиры-машины-дачи, — это не успешный человек и не пример для подражания, а банальный презренный вор, человек, недостойный уважения. Да, это объяснить не так просто, нужно сломать стереотип, уже сложившийся в некоторых детских головах. Но делать это необходимо.

Второй момент — рассказать о том, как с коррупцией бороться. Главный тезис — сломать систему, при которой чиновник может воровать. Приведу пример: вместо гаишников в Москве нарушения Правил дорожного движения уже давно фиксируют камеры. И коррупция на дорогах снизилась. Или вместо десятков окошек с очередями и поборами за право пройти без очереди открыли центры «Мои документы», где и очередей нет, и поборы даже представить себе трудно. Все происходит совершенно открыто.

Цель таких уроков — объяснить ребятам, что коррупция — это не просто стыдно. Это то, что тянет нашу страну назад, возвращая ее в средневековье. А еще очень важно показать, что происходит с чиновниками, которых поймали за коррупцию. Как их наказали. Все это, я уверен, в детских головах обязательно отложится.­­

Уроками проблему коррупции не решить

Руслан Ткаченко, председатель Московского городского родительского комитета

ПРОТИВ

Стоит для начала разобраться, а что такое антикоррупционное право? Разве есть такое понятие? По-моему, существует только юридическое понятие «право» и какие-то его части касаются борьбы с коррупцией. И если детям об этой сфере рассказывать, то просто нужно учить их праву как таковому. А это отдельная отрасль общественных взаимоотношений, и изучаться она должна, я уверен, все-таки не в школе, а в вузе. Прежде чем рассказать детям о борьбе с коррупцией, им нужно подробно объяснить, а что же это вообще такое.

И вот, представьте, учитель рассказывает: бюджет можно «пилить» так. А можно вот эдак. А можно еще вот такую схему использовать. А в последнее время популярен вот такой способ «распила». Вам не кажется, что такие уроки будут напоминать лекции по борьбе с наркоманией, когда школьникам, большинство из которых наркотики не пробовали, начинают рассказывать о разных способах «словить кайф»? Такие уроки никого не спасут, а лишь подогреют интерес к теме! Иными словами, эффект будет прямо противоположным задуманному.

Можно, конечно, в «откатные» схемы особо не углубляться. Но тогда все уроки сведутся к тезису «воровать нехорошо». Ну да, нехорошо. Но этому, на мой взгляд, все-таки должны научить папа с мамой. А если в семье этим принципом не руководствуются, то школа точно ничего не исправит. Идеи бесконечных новых предметов в школьной программе кажутся мне ущербными. И дело даже не в том, что дети перегружены — это и так очевидно. Дело в шаблонности мышления авторов этих идей.

Когда они видят, что в обществе есть проблемы — межнациональные отношения, религиозные конфликты, недостаточный патриотизм, — решают, что все могут спасти школьные уроки. Вот учитель объяснит, воспитает, и мы получим другое общество. Нет, не получим. Не все так просто. А новые уроки вызовут только раздражение.

* Мнения колумнистов могут не совпадать с точкой зрения редакции

Метки

Читайте также