Выпускница школы № 1284 Ксения Травкина знает, что наиболее частые ошибки при выполнении заданий ЕГЭ связаны с невнимательностью. Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

Надо ли учителям сдавать Единый госэкзамен

  • 21.10.2019

На родительских форумах широко обсуждается идея — обязать учителей сдавать Единый госэкзамен. Многие взрослые уверены, что компетенции немалого количества школьных преподавателей просто не хватит для успешной сдачи ЕГЭ. И, следовательно, ее не хватает для подготовки выпускников к экзамену. Что об этой идее думают эксперты?

ЗА

Чтобы правильно научить, нужно уметь самому

Андрей Лукутин, президент клуба «Учитель года»:

— Мне понятна мотивация родителей. Они хотят крови: доказать, что учителя сами-то не очень соображают. Но дело-то не в крови, дело в реноме учителя. Ведь ты не только даешь ученикам некий набор знаний, ты одновременно готовишь их к ЕГЭ. И, разумеется, ты должен понять, с чем этот «страшный» государственный экзамен едят.

В Москве уже несколько лет действует практика добровольной сдачи Единого госэкзамена. В Московском центре качества образования есть Центр независимой диагностики. Любой учитель может дистанционно записаться, приехать в назначенное время и сдать экзамен, так сказать, в режиме реального времени. Условия те же, что и у учеников. И многие ЕГЭ уже сдали. Дело в том, что, на мой взгляд, для учителя, во-первых, крайне важно побывать в шкуре ученика. Во-вторых, понять, в каких заданиях и вопросах во время экзамена могут быть сложности. В-третьих, найти собственные слабые места. Ведь вполне может случиться, что ты сам где-то не очень компетентен, и это, конечно, нужно как можно быстрее исправлять.

Вообще, на мой взгляд, это очень правильно: успешно, на экспертном уровне, сдать Единый госэкзамен, а потом выложить во всеобщий доступ результаты. Во избежание, так сказать, разговоров за спиной — хороший вы учитель, разбираетесь в предмете или так себе. Пусть и ученики знают, и родители, и коллеги. Это нормально и вполне логично. Все участники образовательного процесса должны понимать, с кем они имеют дело. Как только возможность сдавать ЕГЭ для учителей появилась, я записался на три экзамена — историю (я учитель истории), обществознание и русский язык. Три дня подряд ездил и сдавал. Как видите, остался жив. Заодно понял, каких знаний не хватает, где у меня слабые места. В общем, я считаю, идея эта полезная и ее нужно реализовать по всей стране, как это сделали в Москве. Успешная сдача ЕГЭ — один из результатов обучения. Давайте думать о результате.

ПРОТИВ

Дополнительные тестирования педагогам ни к чему

Александр Блинков, заслуженный учитель России:

— Начнем с того, что учителя бывают разные. Ктото преподает в начальных классах, кто-то в средних. Вот им, например, совершенно необязательно уметь сдавать Единый госэкзамен. Ну хотя бы потому, что школьников они к нему не готовят. Их задача — подготовка к ОГЭ — Основному государственному экзамену.

Есть еще учителя старших классов, одна из задач которых — именно подготовка к ЕГЭ. Они, вне сомнения, должны уметь решать все задачи Единого госэкзамена и правильно отвечать на все его вопросы. Тут и сомнений быть не может. Но вот идти и сдавать ЕГЭ как ученики — это глупость. Поверьте, учителю сегодня есть чем заняться помимо объяснения материала — т.е. главной своей обязанности. Так, например, он должен заполнять электронный журнал и электронный дневник. Он должен составить план работы на целый год, распределив по занятиям учебный материал. Это просто трата времени, потому что в каждом классе своя ситуация. Кто-то материал усвоил, кто-то нет, и план в течение всего года приходится постоянно переделывать. Учителя и так завалены всевозможной отчетностью, зачем им еще и Единый госэкзамен? Вообще, на мой взгляд, родителям в последние годы дали слишком много прав. Они почему-то решили, что могут вмешиваться в работу учителя. Объяснять ему, что он должен, а что нет, давать советы, учить «правильно» работать. Идея заставить учителей сдавать ЕГЭ — из этой же серии. Странная ситуация. Когда вы приходите в поликлинику, то почему-то не даете советов врачу. Не объясняете ему, как работать. Не предлагаете пройти какое-нибудь профессиональное тестирование. Почему? Наверное, потому что есть некая этика.

Есть понимание, что врач точно знает лучше вас, хотя, возможно, вы пациент уже опытный. А в работе учителя, оказывается, сегодня разбираются все! Нет, дорогие родители, пусть учитель занимается своей работой, а вы занимайтесь своей. Не нужно придумывать нам никаких дополнительных тестирований.

Рекомендации