Навигационная цепочка

Школьники Никита Морозов и Илья Назаров на экскурсии в Музее военной техники Марина Чащина,
Школьники Никита Морозов и Илья Назаров на экскурсии в Музее военной техники Марина Чащина, "Вечерняя Москва"

Министерство просвещения и Минкульт объявили о создании проекта «Культурные нормативы для школьников». В дневниках учащиеся расскажут о музеях, выставках, театрах. За время обучения нужно будет посетить определенное количество мест и событий.

ЗА

Дайте детям шанс духовно вырасти

Кирилл Разлогов, культуролог:

— Если подобные свидания с искусством будут сугубо добровольными и бесплатными, то ничего, кроме огромной пользы, они не принесут. Ведь нынешние дети с младенчества живут в цифровом мире, где можно увидеть буквально все. Но ни картина, ни спектакль, увиденные в интернете, не дают ощущения культурного события! Это просто картинки, и все.

А вот когда ты собираешься в театр или на выставку, приходишь туда и видишь подлинник, тебя охватывает особое чувство. Ты в буквальном смысле культурно растешь! А когда описываешь в дневнике свои ощущения, то растешь снова.

Когда я учился в вузе, чтобы стать культурологом, то видел довольно много очень качественных копий произведений искусства — на очень хороших носителях. А потом побывал в Риме и увидел подлинники и испытал непередаваемое чувство! Подлинник — это совсем другое.

Не будем забывать и о самой атмосфере музея или, скажем, театра. Она резко отличается от атмосферы класса, где вам показывают репродукцию, и тем более атмосферы комнаты, где подросток, лежа на диване, просматривает на айпаде картинки или смотрит спектакль. Атмосфера музея и театра — возвышает. Кстати, будет здорово, если посещение культурного учреждения учителя совместят с каким-нибудь важным событием, сделают его не обыденным — после уроков на пару часов заехали, а по-настоящему праздничным. Вот тогда эффект будет максимальным.

ПРОТИВ 

Насильно любить не заставишь

Александр Блинков, заслуженный учитель России:

— Принудиловка и чушь собачья. Культурный уровень человека растет только в том случае, если он сам хочет развиваться. Условно говоря, узнал школьник, что есть Айвазовский или Кандинский, стало интересно, сходил на выставку. Возможно, что-то понял, что-то полезное для себя вынес. А когда в музей, на выставку, в театр загоняют, да еще и требуют отчет, никакого развития не происходит. В лучшем случае ребенок просто сходит «для галочки». В худшем — возненавидит искусство как таковое, потому что ни один нормальный человек не любит, когда его заставляют что-то делать. Есть еще вопрос — а где взять деньги на подобное культурное развитие? Ладно москвичи. Здесь и культурных учреждений масса, и цены для большинства доступны, во многие музеи школьники ходят бесплатно. И тем не менее билеты в театр могут стоить несколько тысяч рублей.

А как в провинции? Живет ребенок в небольшом городке. Все музеи и театры — в областном центре. Это значит, нужно купить билеты на автобус или электричку, потом заплатить за сам билет в культурное учреждение, за перемещение на общественном транспорте по городу, за билет обратно. Для многих семей это серьезные расходы! В общем, я уверен, из этой дурной затеи ничего хорошего не выйдет. Дети никуда ходить не будут, а просто станут друг у друга впечатления из дневников переписывать. Или сами, глядя в потолок, выдумывать.

Метки

Читайте также