Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Классный руководитель должен сложить с себя обязанности учителя-предметника и заниматься исключительно детьми. Стоит ли эту идею осуществить?

  • 15.05.2018

В Москве началась разработка единого положения о работе классного руководителя. Инициативная группа педагогов хочет определить единые, признаваемые всеми участниками образовательного процесса критерии эффективности руководителя класса. На родительских форумах между тем активно обсуждается идея о том, что классный руководитель вообще должен сложить с себя обязанности учителя-предметника и заниматься исключительно детьми. Следить, чтобы они хорошо учились, занимались спортом и развивались. Стоит ли эту идею осуществить?


Нам нужны тьюторы. Настала пора забыть про классных

Руслан Ткаченко, председатель Московского городского родительского комитета

ЗА

Мы в очередной раз наступаем на одни и те же грабли, пытаясь определить, каким должен быть классный руководитель, и забывая, что у школьных учителей и без того дел много.

Во всем цивилизованном мире есть так называемые тьюторы. Тьютор в переводе с английского означает педагог-наставник, опекун, попечитель. Это специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе обучения, участвующий в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных.

В России давно принят государственный стандарт для работы тьютора. Специалистов этой профессии выпускают в вузах, и они вполне успешно работают в частных школах. И наш классный руководитель должен стать тьютором, освобожденным от преподавания. Потому что работать «предметником» и одновременно создавать «образовательную траекторию» для 25 учеников класса, а потом следить, кто и как по этой траектории движется, корректировать это движение — нереально. На это у учителя физически не хватает времени.

Прекрасно помню времена своего детства, когда учителей математики обязали преподавать информатику, которой они в вузе, разумеется, не обучались — предмет был новый. И мы, старшеклассники, владевшие компьютером намного лучше учителей, объясняли им предмет. А потом они, наслушавшись нас, доносили их до учеников других классов. Что-то похожее будет и с классным руководством. Учителей-предметников никто тьюторству не учил, но требовать выполнения этой работы с них будут. Результат очевиден: что-то около ноля.

Мне кажется, классный руководитель — он же тьютор — должен заниматься исключительно наставничеством. Иначе от него не будет особого толка. И у Москвы есть возможности, чтобы тьюторов в школы пригласить. Это, поверьте, окупится.


Предметник лучше знает способности учеников

Марина Фирсова, директор школы № 1518

ПРОТИВ

Я сама участвую в разработке этого регламента, и сразу хотела бы поменять акценты. Речь теперь должна идти не о классном руководителе, а о руководителе класса. Это принципиально важно! Руководитель класса должен выстроить траекторию развития для каждого ученика — с учетом его возможностей и технических ресурсов, которые имеет школа. С принятием новых полномочий руководитель класса станет членом управленческой команды школы, сможет управлять образовательными результатами каждого ребенка.

Конечно, его функционал поменяется. И работы у руководителя класса станет значительно больше, чем сейчас. Сегодня в московских школах за классное руководство доплачивают от 12 до 16 тысяч рублей. При этом средняя зарплата учителя — около 90 тысяч. В состоянии ли каждая конкретная школа платить эти средства исключительно за классное руководство — большой вопрос. Поэтому, мне кажется, руководитель класса все-таки должен преподавать. И дело не только в зарплате.

Как показывает практика, успешные руководители классов всегда получаются из успешных учителей-предметников. Одно без другого вряд ли возможно. Это помогает лучше понять ребят, их характеры, выявить их таланты. При этом, согласна, руководитель класса должен уже будет преподавать так, как он это делает сейчас — 24 или 30 часов в неделю. Скорее он перейдет на одну ставку — 18 часов. Тогда у педагога останется больше времени на работу именно как руководителя.

Разумеется, вопрос о зарплате все равно встанет. Но в целом в зарплате руководитель класса потерять не должен. За счет чего стимулировать успешного руководителя — давайте думать. Возможно, за счет ведения каких-то кружков и секций, ведь эта работа тоже оплачивается. Но быть учителем он все равно продолжит. Как же без этого?

 

* Мнения колумнистов могут не совпадать с точкой зрения редакции

Рекомендации