Фото: архив, «Вечерняя Москва»

Каков оптимальный возраст педагога?

  • 16.04.2018

Руководитель столичного Департамента образования Исаак Калина озвучил интересные цифры: основной возраст наших учителей — 45–52 года. Может ли педагог в этом возрасте обучать детей, которые с юных лет пользуются интернетом и вообще имеют совершенно другой, отличный от учительского, менталитет? Каков оптимальный возраст педагога, чтобы он был с современными учениками на одной волне? Мнения родителей, как всегда, разделились: одни уверены, что молодость возьмет верх над опытом. Другие придерживаются противоположной точки зрения.


Важен не возраст учителя, а его умение работать

Андрей Лукутин, президент клуба «Учитель года» города Москвы

ЗА

Возраст педагога 45–52 года представляется мне оптимальным. Как правило, в эти годы учитель уже имеет достаточный опыт работы, но при этом вполне способен воспринимать новое — например, стандарты Московской электронной школы. А еще, мне кажется, в 45–52 года педагог еще не выдохся, не устал и способен быть интересен ученикам.

Вообще ситуация, при которой средний возраст школьных педагогов резко вырос, возникла в 1990-е. Зарплата педагогов тогда была достаточно низкой — во всяком случае, ниже, чем у многих работающих. Поэтому молодые педагоги, которые приходили в школу, как правило, в ней не задерживались. Кого-то смущала невысокая зарплата, кого-то — тяжелый график работы, кого-то не устраивали взаимоотношения в коллективе. Вот в какой-то момент и получилось, что в школе остались в основном люди за 50 — кто просто не мог найти другую работу. И это была довольно серьезная проблема.

Но в последние годы ситуация кардинально поменялась. Прежде всего у московских педагогов изменилась зарплата. Сейчас она в среднем составляет 90 тысяч рублей. Если учесть, что средняя зарплата в Москве — около 70 тысяч, то, получается, педагоги в материальном плане не то что не ущемлены, но, скорее, привилегированны.

Ситуация такая, что школы города сейчас имеют возможность привлекать лучших педагогов со всей страны, что они и делают. Потому что средняя зарплата учителя позволяет не только снимать жилье в Москве, но и вполне достойно жить. Разумеется, преподавать в Москву едут в основном достаточно молодые педагоги. Более возрастным труднее решиться на переезд в другой город.

Что же касается возраста, то это вопрос неоднозначный. У меня, например, была коллега в возрасте под 60, но все родители хотели, чтобы дети занимались именно у нее! Потому что она умела быть с учениками на одной волне, не впадать в дидактичность и оставаться современной. А была коллега чуть за сорок, которая явно устала от работы и сама, в общем-то, уже не хотела и не могла интересно преподавать.

В общем, возраст, как показывает практика, не всегда влияет на активность учителя и его способность воспринимать новое. В любом случае, я считаю, что средний возраст московских педагогов будет снижаться. Прежде всего за счет выпускников вузов, которые идут в школы. Они и раньше шли, но теперь у них появился веский повод остаться. И дело не только в достойной зарплате. В школе реально сделать карьеру, в школе можно реализовать себя — потому что буквально на наших глазах меняются образовательные технологии, а значит, работать молодым педагогам становится все интереснее.


Педагог не должен быть репродуктором информации

Руслан Ткаченко, председатель Московского городского родительского комитета

ПРОТИВ

Обучать современных школьников должны молодые педагоги, которые смогут найти с ними общий язык. Но их, увы, мало. Почему? Им там просто нечего делать.

Вот какая, скажите, цель у сегодняшней школы? У советской школы она была — воспитать советского человека. Молодежь в школу шла охотнее, потому что была какая-то идеология. А сейчас фактическая цель выглядит до крайности примитивно — чтобы ребенок успешно сдал ЕГЭ. Не вырос самостоятельно мыслящим, нравственно и физически здоровым человеком, нет.

Только чтобы успешно сдал ЕГЭ. Тогда у школы хороший рейтинг. А значит, и сама школа хорошая, и финансирование у нее высокое, и педагоги прилично зарабатывают.

Проблема в том, что молодым в такой школе работать неинтересно. Ну что это за работа — детей к ЕГЭ натаскивать? Кого это вдохновляет? Существенный минус педагогов в возрасте от 45 до 52 лет в том, что абсолютное большинство из них работают постарому, то есть в режиме репродуктора. «Дети, сейчас я вам расскажу, что такое валентность». И пошло-поехало.

Педагог не понимает или не хочет понять, что уже лет 20 не является уникальным источником знаний. Про валентность ребенок, если ему интересно, все узнает за пять минут в интернете! И про законы Ома. И про Сталина. И даже про то, что сами учителя не знают. Так зачем, спрашивается, ребенку нужно целый урок слушать этот учительский бубнеж? Он под него просто засыпает! Поэтому в школу, конечно, должны прийти молодые педагоги, которые принесут и новую повестку, и новые способы преподавания.

Они, на мой взгляд, должны научить школьников трем главным вещам: коммуникации, творческому подходу и критическому мышлению. К счастью, молодые учителя, в отличие от старых советских, выросли в эпоху информационной революции. Они пользуются гаджетами, владеют всеми современными информационными технологиями, а значит, смогут говорить с учениками на одном языке.

А учителя «45 плюс» в массе своей все еще пересказывают учебники и не ведут с учениками полноценного диалога. Не спрашивают, что им было бы интересно узнать, не просят высказать свою точку зрения, не спорят. Поэтому в школе и царит такая скука, и большинство детей не любят туда ходить.

В общем, я считаю, педагогический состав школ давно пора омолаживать. Другой вопрос, что молодые педагоги должны приходить в школу с новыми идеями, сформировать которые должно государство. И вкладывать эти идеи в головы и сердца будущих педагогов нужно еще в университете. А если этого не произойдет, то и учительская молодежь продолжит работать в режиме репродуктора, нагоняя на учеников сон.

 

* Мнения колумнистов могут не совпадать с точкой зрения редакции

Рекомендации