Координатор выставки Ксения Гусева, наверное, знает все о тканях и о том, как их изготавливали в конце XIX — начале ХХ века / Максим Аносов , «Вечерняя Москва»

Шелк, ситец и принт с дирижаблями

  • Олег Сыров
  • 5.11.2019

В Музее Москвы открылась выставка текстильного дизайна. Ткани и узоры, которые здесь представлены, были «в ходу» у москвичей на протяжении сотни лет: с 1880 по 1980 год.

Первое, что впечатлило, — само здание. Я попал в явно старинное помещение с толстыми стенами, сложенными из красного кирпича. Старинные своды. Явно, повидали многое.

— Это не «под старину», — подтвердила мое предположение куратор выставки Александра Селиванова. — Здание провиантских складов — памятник архитектуры в стиле классицизма. Это помещение называется «Красный зал», здесь проходят временные выставки. Дом построен в XIX веке. Здесь хранилось все, что нужно для снабжения армии, даже сено для лошадей. В ХХ веке здесь размещался гараж Министерства обороны.

От обилия образцов разных тканей, в основном пестрых расцветок, зарябило в глазах.

— Мы хотели показать, как меняется эстетика. До революции у нас практически не разрабатывались рисунки тканей. Они привозились в виде «абонементов» — альбомов — в основном из Франции. И адаптировались под местные производства. Было художественное училище, но это был минимум, явно недостаточный. Зато текстиль производился в огромном количестве — ввоз иностранных тканей был запрещен, это способствовало развитию промышленности, — сказала Селиванова.

Она заметила, что после революции все кардинально изменилось. В главном художественном вузе Москвы ВХУТЕМАСе (Высшие художественные технические мастерские) открыли факультет, на котором стали учить художников по ткани. Первые выпуски дали художников, которые занялись орнаментом на фабриках текстиля. Новый стиль должен был пропагандировать новую жизнь и эстетику.

Мы медленно пошли по залу, стены которого были заполнены кусками материи самых невообразимых цветов и орнаментов. От скромного черного «горошка» по белому полю до драконов, поросят и фабричных труб.

— Выставки, посвященные текстильному дизайну, в Москве проходили, — продолжила рассказ Александра.— Чаще всего они были посвящены самому яркому и известному периоду — «агиттекстиль», это двадцатые годы. Искусствовед Осип Брик, теоретик и создатель «новопроизводственного искусства», к примеру, в это время заявляет, что ситец важнее, чем картины. Все художники должны переходить к производству и работать на заводах.

Экспонаты, представленные посетителям: образец ткани популярной расцветки в горошек, 1950–1960 годы / Максим Аносов, «Вечерняя Москва»
Экспонаты, представленные посетителям: образец ткани популярной расцветки в горошек, 1950–1960 годы / Максим Аносов, «Вечерняя Москва»

Девушка объяснила, что организаторы выставки предлагают посмотреть на столетнюю историю производства текстиля в Москве, начиная с 1880 годов, когда мощные московские фабрики поставляли текстиль по всей стране, и за границу. Это был период славы текстиля Российской империи, многие фабрики получали медали на международных выставках в Париже, Чикаго, практически по всему миру. Оканчивается выставка финалом текстильного производства в Москве — это 1990-е годы, когда производство практически прекратило свое существование.

— Это временная выставка, здесь разово собраны коллекции из различных музеев, многих закрытых частных коллекций, которые принадлежат наследникам художников, работавших на предприятиях текстиля, — рассказала куратор выставки. — Уникальность проекта в том, что на несколько месяцев мы собрали образцы текстиля и эскизов, которые никогда вместе не собирались, чтобы показать, что такое текстильная Москва.

Я обратил внимание, что сама выставка — экспонаты, рулоны и небольшие кусочки тканей, древние печатные матрицы, эскизы, оттиски и целые станки — скомпонована необычно.

— На протяжении десятилетий происходило изменение эстетики, — пояснила координатор выставки Ксения Гусева. — «Конвейер» посередине зала рассказывает про этапы развития дизайна. Он показывает эволюцию в текстильном дизайне с 20-х по 80-е годы ХХ века. Все экспонаты — подлинники. Вдоль стен — микроэкспозиции, которые посвящены художницам, оказавшим наибольшее влияние на культуру московских тканей.

Я узнал, что наиболее популярны у нас были хлопчатобумажные ткани, выпущенные на шелкоткацких комбинатах. В 20-е и 30-е годы спросом пользовался ситец, он был дешевым. Интересно, что до революции разделения на «дворянские» и «простонародные» ткани не было. Парадную одежду делали из шелка, для повседневного домашнего ношения использовали и ситец. Но наиболее яркой частью выставки, несомненно, был «Агиттекстиль».

— Центральная часть экспозиции — работы педагогов, которые готовили художников. До революции руководителем художников мануфактуры был приглашен Оскар Грюн. Он работал в стиле «модерн», а после октября 1917 года стал на «новые рельсы», и начал делать «агиттекстиль». В 30-е годы ВХУТЕМАС распался на вузы — полиграфический, технический, архитектурный. Мы показываем мастеров авангарда: Любовь Попову, Варвару Степанову… Людмила Маяковская — сестра известного «поэта революции», Владимира Маяковского, была художницей по тканям. Они работали для того, чтобы люди могли использовать в пошиве рубашек и платьев ткани, украшенные дирижаблями, аэропланами, тракторами, чтобы эта одежда стала повседневной, — сказала Ксения Гусева.

Платок конца XIX века «Памятник Александру II» / Максим Аносов, «Вечерняя Москва»
Платок конца XIX века «Памятник Александру II» / Максим Аносов, «Вечерняя Москва»

СЛОВАРЬ

Кепка Гэтсби — (она же «Кепка мальчика — разносчика газет» (newsboy cap) и «кепка-восьмиклинка»). Название «Гэтсби» идет от романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби», в котором главный герой носил такую кепку. У кепки «Гэтсби» загнутый козырек и округлый фасон, отличается более пышной формой, делением верхней части на восемь сшитых панелей и пуговицей, обшитой материалом на самой макушке. Верхняя часть кепки может быть пришита к козырьку или отделена от него.

Амербанд — широкий пояс для мужчин, который надевается со смокингом.

Манишка — нагрудная вставка, которая видна в вырезе жилета, фрака.

Косоворотка — рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. НОРФОЛК — аристократический охотничий пиджак времен Шерлока Холмса. Классический норфолк однобортный, имеет накладные карманы и пояс на талии.Название получил благодаря герцогу Норфолкскому, с его поместья и пошла мода.

Коверкот — легкое мужское пальто, представляющее собой удлиненный пиджак. Изначально вошел в моду как пиджак для верховой езды. Сейчас часть делового гардероба мужчин.

Рекомендации