Юлия Казакова, первый заместитель руководителя Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы:

— В современном информационном мире невозможно и неправильно оставлять подростков одних – и не только потому, что в поле их зрения может попасть что-то излишне «взрослое» и запретное. Соцсети, новостные агрегаторы, многочисленные блоги, мессенджеры, сервисы общения уверенно вошли в нашу жизнь наряду с традиционными медиа с развитием интернета и телекоммуникаций. Для того, чтобы сориентироваться в этом обилии окружающей информации, определить достоверность и актуальность материалов требуются навыки критического мышления, умение отличать новость от фейка, факт от личного мнения, субъективное от объективного.

Читать далее

Газеты – исторически самое опытное медиа в индустрии массовой коммуникации, методы и формы подачи информации в них отработаны десятилетиями; развитие всех остальных средств массовой коммуникации в свое время в значительной степени базировалось на их опыте. Именно поэтому на базе газеты «Вечерняя Москва» в 2012 году Департамент СМИ и рекламы г. Москвы  при поддержке Департамента образования запустил проект «Пресса в образовании». Сначала это было в пилотном режиме в нескольких школах. Сегодня «Пресса в образовании» – успешный общегородской проект, объединивший редакции городских изданий, учителей и методистов. На уровне локальных экспериментов «Пресса в образовании» запускалась в некоторых городах России. В Москве впервые проект реализуется в таком масштабе и при полной поддержке государственных и муниципальных структур.

В основе проекта «Пресса в образовании» — методики Всемирной газетной ассоциации WAN-IFRA “Newspapers in Education”, успешно применяемые в таких разных школьных культурах, как американская (США, Канада, Аргентина, Мексика), азиатская (Таиланд, Сингапур, Малайзия), европейская (Чехия, Венгрия, Словакия). Пресса в рамках этой методики используется как повод для обучения школьников критически важным в современной жизни навыкам. Использование печатных СМИ в классе увеличивает интерес к чтению, а актуальность газетно-журнальной информации обеспечивает возможность живого и заинтересованного диалога учителя и учеников по темам, которые по тем или иным причинам выпадают из традиционной школьной программы – от этики человеческих отношений до политики, от современной экономики до межнациональных вопросов, от обсуждения глобальных мировых событий до городских проектов и инициатив. Кстати, успешнее всего проект работает именно с участием городских газет.

Постоянно в проекте участвуют «Вечерняя Москва», «Столичность» и «Московский журнал». Все выпуски, попадающие в школу и используемые в образовательном процессе, проходят строгий контроль методистов – текст, фотографии, заголовки, реклама.

Редакции также заинтересованы в развитии проекта, ведь привлечение молодой аудитории – их ключевая задача.
Изначально цели проекта были довольно масштабные – представление интересных проектных работ, обмен опытом учителей на страницах газеты, публикация дополнительных познавательных учебных материалов и использование их на уроке или в качестве домашнего дополнительного чтения на усмотрение педагога. Проект развивался, и со временем стало понятно, что задач и возможностей у него гораздо больше. Сегодня важно вовлечь подростков в обсуждение того, как формируется информация, какие методы и инструменты используются для того, чтобы донести сообщение до аудитории, сформировать общественное мнение и получить представительную социальную реакцию, рассказать о просветительской и информирующей функциях качественных СМИ, научить ориентироваться информационном поле.

Думаю, у проекта большое будущее, и как его развивать – это наша с вами совместная задача.


Татьяна Васильева, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы:

— Проект «Пресса в образовании» реализуется с октября 2012 года . В нем принимают участие образовательные учреждения, в которых активно ведется проектно-исследовательская деятельность учащихся, организован выпуск школьных газет. Интерес к проекту проявили учителя практически всех предметов — истории, литературы, иностранного языка, музыки, технологии и естественно-научных предметов.

Читать далее

В рамках совместной деятельности школ и представителей СМИ выходили тематические приложения, посвященные не только проектно-исследовательской деятельности учащихся, но и итогам самого проекта. Проект «Пресса в образовании» способствует развитию у детей читательских компетенций, формированию культуры работы с текстом, повышению престижа чтения.


Александр Куприянов, главный редактор газеты «Вечерняя Москва»:

— «Вечерняя Москва» всегда работала с молодежной аудиторией. На базе редакции действует школа-студия юного корреспондента «Новый фейерверк», и сегодня многие ее участники – это ребята, которые еще недавно были просто читателями газеты «Пресса в образовании». А теперь – они уже ее авторы: на четвертой полосе газеты публикуются заметки, репортажи, интервью, написанные юнкорами. И, безусловно, это вызывает интерес у их сверстников. Поэтому мы каждый год набираем новый курс.

Читать далее

Чтобы понять, что волнует педагогов, в рамках проекта мы создали Клуб учителей. На этих встречах для нас нет запретных тем. Перед нами стоит совсем иная задача – помочь учителю выработать видение той или иной ситуации, найти решение проблемы, узнать что-то новое, познакомиться с разработками коллег. Труд педагога – один из самых нелегких. И наш проект «Пресса в образовании» в определенном смысле – это образовательный навигатор, ориентир в современном медиамире.


Презентация проекта